Наиболее обсуждаемым нововведением закона о дорожном движении явилось требование о перевозке детей до 12 лет при помощи детских удерживающих устройств.Управляющий партнер Казахстанской лиги юристов, адвокат Жангельды Сулейманов, предлагает отменить полностью или приостановить действие этой нормы, передает Zakon.kz.
В прошлом году всех возмутила норма закона о дорожном движении, которая запрещала парковку на обочине дороги, не оборудованной специальным разрещающим знаком. Даже Генеральная прокуратура подала обращение в МВД с просьбой отменить такой запрет или приостановить его, так как наши дороги почти не оснащены специальными разрешающими знаками для парковки, в результате чего все водители будут неумышленно нарушать правила дорожного движения. В ответ на возмущения граждан, с 1 января 2015 года отменен вышеуказанный запрет на парковку, что, конечно, явилось подарком для всех казахстанских водителей. Депутаты обосновали отмену запрета тем, что в стране еще нет возможностей оборудовать специальные места для парковок.
Но наши водители также не готовы к оборудованию своих автомобилей детскими удерживающими устройствами. Многие граждане посчитали, что теперь нужно перевозить детей только в автокреслах, но были даны десятки разъяснений от МВД и специалистов, что допускается перевозка не только при помощи автокресел, но и других устройств – бустеров, адаптеров и т.д. Одной из причиной ажиотажа явилось то, что, к сожалению, в законе о дорожном движении не говорится, что такое детское удерживающее устройство и что такое иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка при помощи ремней безопасности. Такие определения об удерживающих устройствах есть в стандарте СТ РК 41.44-2012 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах («Детская удерживающая система»). Но в данном стандарте ничего не говорится об иных средствах, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. Отсутствие такого понятия может вызвать его различное толкование инспекторами и водителями. Такое некачественное изложение нормы о перевозке детей создает множество проблем для граждан. Почти не одно такси не обеспечено сегодня детскими приспособлениями, что лишает родителей с детьми возможности воспользоваться их услугами. Жители отдаленных районов не могут воспользоваться попутным транспортом ввиду отсутствия у водителей таких устройств. Многие многодетные семьи не могут одновременно перевозить более трех детей. Подорожали услуги такси, оснащенных детскими креслами. И еще много проблем вызвало данное требование.
Помимо этого, много вопросов возникает о действиях инспектора, водителя и пассажира в случае обнаружения перевозки детей без детских устройств. Ясно, что инспектор составит протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 593 КоАП РК, по которому предусмотрен штраф 9910 тенге. А вот какими будут дальнейшие действия у инспектора, водителя и пассажира,остается неясным.
1. По закону, водитель не может продолжать движение с ребенком, поэтому должен высадить ребенка или родителя с ребенком, которые пойдут пешком или будут дожидаться автобуса или попутного автомобиля с детскими устройствами. Но это очень затруднительно сделать на междугородней трассе или ночью, или в плохую погоду.
2. Если же инспектор разрешит водителю двигаться далее, то инспектор нарушает закон, так как он знает, что водитель не имеет права перевозить детей. К тому же, другой инспектор через сто метров может опять оштрафовать водителя, только уже на 18 520 тенге.
3. Водитель может пристегнуть ребенка с помощью иных средств, то есть любого приспособления, так как закон не определяет, что такое иное средство. Но такое решение вряд ли будет обеспечивать безопасность ребенка.
4. Водитель может зайти в ближайший магазин или по телефону заказать детское устройство, но пока его не привезут, водитель не имеет права двигаться.
5. Можно обеспечить всех инспекторов детскими устройствами, чтобы они могли представлять их в аренду водителям.
Как мы видим, норма о перевозке детей не только приносит неудобства для родителей, но и очень трудно исполнима с точки зрения закона, как и ранее отмененный запрет на парковку.
Мы полагаем, что данная норма преждевременна, хотя и необходима, и предлагаем либо отменить ее полностью, либо приостановить ее действие хотя бы на полгода. Также важно доработать норму для исключения ее неверного понимания всеми участниками дорожного движения.