Евразийский экономический союз не оправдает надежды его участников, считает политолог Расул Жумалы. По его мнению, плохо будет всем, в том числе и России.
Прогнозы экспертов относительно новорожденного Евразийского экономического союза крайне пессимистичные. С экономической точки зрения, ЕАЭС невыгоден странам-участницам, резюмируют деловые издания. Та же Россия может не «потянуть» такое партнерство, тем более после присоединения новых членов ЕАЭС — Армении и Кыргызстана. Ведь интеграция потребует и финансовую помощь, и массу других уступок странам-партнерам со стороны РФ, считают российские эксперты. Казахстанские политологи тоже просчитывают риски, в том числе и нашего северного соседа, от нового союза.
Расул Жумалы, политолог:
— Сейчас Россия действительно находится в очень тяжелом положении. Путин пытается опереться на последних союзников, которые у него остались и переложить на них часть этого груза. Это в его интересах каким-то образом подправить свое положение и усилить немного свой потенциал. Почему немного — потому что российская экономика сама находится в ситуации практической рецессии, накануне дефолта, обесценивания рубля, бюджетного дефицита. Если посмотреть на абсолютные цифры, доля российской экономики в мировом разделении труда составляет приблизительно 2,5-3% , доли Казахстана и Беларуси, вместе взятые, составляют 0,3-0,4%, то есть вместе они составляют максимум 3%. Притом, что в случае с Евросоюзом речь идет о 25% и США — еще 25%. То есть, 3% против 50%. Неблагоприятная внешняя конъюнктура именно для российской экономики, ориентированной на сырье, при почти двукратном падении цен на энергоносители, такие тенденции в экономическом плане неутешительны для России. Для нее эта интеграция остается одной из последних соломинок, именно соломинок, которая тешит может быть какие-то амбиции, но к реальному выправлению положения как России, так и ее союзников она отношения не имеет. Напротив, тенденция к ухудшению экономического и социального положения налицо, мне кажется.
Евразийский экономический союз — логическое продолжение Таможенного союза, и как раз это и смущает экспертов. По данным проведенных исследований, опубликованных американским журналом Foreign Policy, казахстанская экономика только пострадала от участия в ТС.
— Если мы посмотрим на 5-летний опыт Таможенного союза, реальный опыт и реальное влияние на Казахстан, то мы обнаружим сплошной негатив. При всем желании, мне очень трудно отыскать хоть какие-либо, даже незначительные плюсы, которые обещали в самом начале. Все обещания, которые давались в 2010 году, оказались не просто не выполненными, а выполненными с точностью до наоборот. Посмотрите на торговлю. Она у нас в общей массе сократилась, что было признано недавно и главами государств, в том числе и Казахстана. У нас очень сильно девальвировалось качество торговли внутри тройки. Если раньше у нас был примерно равный торговый баланс между импортом и экспортом в странах ТС, то через 5 лет наш экспорт в Россию и Беларусь сократился в 2 раза относительно импорта из этих стран.
Обещалось, что понизятся цены в результате конкуренции, на самом деле недобросовестная конкуренция со стороны прежде всего России убила и похоронила многие наши предприятия МСБ. Среди крупного бизнеса некоторые оказались дочерними предприятиями российских конкурентов. Наши предприятия не имеют равного доступа на российский рынок, тогда как мы свои двери распахнули. Говорили, что вместе будем вступать в ВТО — Россия сама вступила, поставив Казахстан и Беларусь перед свершившимся фактом. Порядка 600 товарных позиций до сих пор числятся как изъятия из таможенного договора, их собираются урегулировать только 2025 году. То есть проблем очень много. И это сказывается на росте цен, на зависимости нашего рынка от российского, на том, что мы посредством высоких российских таможенных пошлин фактически закрылись от всего окружающего мира и поставили наших покупателей, а не только производителей, в зависимость от прихотей России. Посмотреть хотя бы на рынок машин, когда иностранные автомобили сильно подорожали из-за вот этих высоких таможенных пошлин, и многие наши граждане вынуждены покупать морально устаревшую продукцию российского автопрома. Тем самым фактически мы поставили своих граждан в такое положение, что они покупают не просто очень дорого, но и фактически финансируют экономику другого государства, а не собственного. Лишили граждан даже права выбора. И это касается не только машин, но и продовольствия, одежды, техники и пр.
Кроме того, опасения, что экономический союз превратится в политический альянс, только усиливаются. То, что политика — это концентрированное выражение экономики, сформулировал еще Владимир Ленин. И те, кто изучал марксизм-ленинизм, а это все нынешние лидеры стран-участниц ЕАЭС, хорошо это помнят.
— Нам говорили, что эта интеграция будет ограничена вопросами сугубо экономическими, но сейчас мы видим, что российские представители буквально форсируют вопросы и политической интеграции: сюда относятся создание единого парламента, единого информационного пространства, единого культурного пространства, единого оборонного пространства, вплоть до того, что они собираются писать учебники истории для казахских школ. Учитывая то, что Россия в 10-15 раз больше Казахстана, есть большие риски поглощения, а не интеграции. «Прелести» санкций, «прелести» международного нажима на Россию, часть этого тяжелого бремени, хотя Казахстан здесь вроде бы не при чем абсолютно, мы навешиваем на собственную шею, на шею наших граждан. В связи с этим Казахстан в 2015 году ожидают очень серьезные риски турбулентности для финансовой системы, валютной системы, экономики, социального положения, политические и внутриполитические риски.
Насколько оправдаются прогнозы политологов и экономистов, казахстанцы поймут очень скоро. Напомним, 1 января 2015 года вступил в силу договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В его состав вошли Россия, Казахстан, Беларусь, в ближайшей перспективе — Армения и Кыргызстан. Штаб-квартира Евразийской комиссии будет находиться в Москве, финансовый регулятор — в Алматы, а суд ЕАЭС — в Минске. Право председательства в Евразийском экономическом союзе в 2015 году получила Беларусь.