Компании в области фармацевтики платят миллионы долларов США врачам, чтобы они продвигали не самые инновационные или действенные лекарства, а как-раз наоборот — самые непримечательные. Часть этих лекарств есть и в Казахстане, но вот продвигают ли их наши врачи — большая тайна.
За последние два квартала 2013 г. компании производители лекарств потратили примерно 20 миллионов долларов США, чтобы убедить практикующих врачей и учебные медицинские центры применять их «свежезапатентованные» лекарства на пациентах. При этом большинство таких лекарств являются примитивными копиями или «недокопиями» раскрученных торговых марок, но с таким же терапевтически-клиническим действием.
Очень большая масса таких лекарств находится в обращении в качестве так называемых воспроизведенных лекарственных средств (generics), то есть химически идентичных копий оригинальных лекарств, с практически таким же эффектом, но за минимальную цену. Но среди них есть такие, что несут в себе побочный эффект, который был выявлен уже после того, как Управление по контролю качества питания и лекарств правительства США одобрило их выпуск в коммерческое обращение.
Эти выводы — результат анализа фармацевтического рынка специалистами сайта независимых журналистских расследований Propublica.org, Чарльзом Орнштайном и Райянном Грочовским, которые перелопатили большое количество открытых источников данных федеральных органов, чтобы найти информацию о выплатах фармацевтических компаний и фирм по производству медицинской техники врачам и учебным медицинским учреждениям. Их отчет был впервые опубликован осенью 2014 г.
Зачем компании платят так много денег докторам, чтобы те продвигали их лекарства? Ответ: рыночная конкуренция. Ограничения на рекламу лекарств и дороговизна и не всегда оправданная эффективность собственно рекламы подталкивают фармацевтов работать через докторов: редкий пациент поставит под сомнение слова своего лечащего врача и его рецепт.
А теперь, собственно, сам список из 20 наименований лекарств, за продвижение которых врачам фармацевтические компании платят больше всего (наименования сохранены на оригинальном языке. По материалам сайта ProPublica.org):
1. Victoza — лекарство против диабета
2. Eliquis — препарат для предотвращения сворачиваемости крови
3. Brilinta — препарат для разжижения крови
4. Invokana — лекарство против диабета
5. Latuda — лекарство для лечения шизофрении
6. Xarelto — препарат для предотвращения сворачиваемости крови
7. Humira — лекарство против артрита, болезни Крона и одеревенелости позвоночника
8. Tudorza — лекарство против хронического обструктивного пульмонарного заболевания
9. Daliresp — лекарство против хронического обструктивного пульмонарного заболевания
10. Abilify Maintena — лекарство для шизофрении
11. Abilify — лекарство для лечения шизофрении
12. Linzess — лекарство против усиленной перистальтики и запора и хронического идиоматического запора
13. Pradaxa — препарат для предотвращения сворачиваемости крови
14. Tradjenta — лекарство против диабета
15. Belviq — препарат для снижения веса
16. Copaxone — лекарство для склероза
17. Samsca — лекарство против гопонатремии
18. H. P. Acthar — лекарство против судорог у детей, склероза, эндокринных нарушений и артрита
19. Symbicort — лекарство против астмы
20. Aubagio — лекарство против склероза
Например, как следует из списка выше, препарат для разжижения крови Brilinta производства компании AstraZeneca занимает третье месть по объему выплат докторам за его продвижение. Один из основных конкурентов данного лекарства, препарат Plavix, присутствует на рынке с 2012 г., в качестве «дженерика» — то есть является копией и стоит копейки. Но его не продвигают — это невыгодно.
Чтобы заработать больше денег на уже заполоненном рынке, производители новых лекарств, то есть те, кто вложил последнюю копейку в исследования и разработку, должны сделать привлекательными свои «изобретения» в глазах тех, кто выписывает рецепты. Авторы исследования установили, что врачи часто принимают суммы в тысячи долларов США за какие-то публичные выступления или консультационные услуги с упоминанием отдельных лекарств. Другая форма поощрения врачей — спонсирование их научно-клинических исследований.
За последние два квартала 2013 г., как следует из отчета, производители препарата Brilinta передали врачам сумму в размере 282 000 долларов США в качестве платы за консалтинг. Компания Novo Nordisk, которая производит и весьма агрессивно продвигает свой анти-диабетический препарат Viztoza, потратила 816 000 долларов США на «консалтинг у докторов».
Гаухар Ткаченко, врач горячей линии ОФ “Аман-саулык”:
— У меня таких данных нет. Мы же пациентозащитная организация, у меня нет таких жалоб от пациентов. Я работала много лет в Санкт-Петербурге, такое там было. Приходят представители из разных фирм, раздают книжки, проспекты, где говорится, что лучшего лекарства нет. Может быть, и у нас проводят такие “пятиминутки”, но этого я не знаю. Но здесь в Казахстане есть список бесплатных гарантированных лекарств. А народ сейчас так обнищал, что им дай бог, чтобы бесплатные лекарства получить.
Часть лекарств, упомянутых американскими журналистами как «непримечательные», но активно продвигаемые за деньги, есть и в Казахстане. Обратите внимание на цену — все эти лекарства дешевыми никак не назовешь:
Некоторые лекарства из того же списка можно найти в России:
И парочка «волшебных» лекарств можно смело отнести к рекордсменам — по цене. Возможно, в этом их причина отсутствия на рынке Казахстана — производитель, скорее всего, просто не уверен, что дорогой препарат будет востребован казахстанцами: