Самолетами Ан-2 разрешено перевозить пассажиров только при использовании специального авиационного топлива Б-91/115 — такой приказ издали в Комитете гражданской авиации (КГА) Казахстана больше года назад. Однако, по словам экспертов в области авиаперевозок, такого топлива в Казахстане нет и не было. Его производят только в России, но самим россиянам его не хватает, да и качество продукции оставляет желать лучшего.
Ан-2 работает на поршневом двигателе внутреннего сгорания и может летать на обычном автомобильном бензине АИ-92 и АИ-95. Это дешевле и доступней, хоть и опасно. Октановое число 92-го и 95-го не соответствует стандартам, при которых двигатель самолета не подвергается риску. По словам пилотов, самолет, заправленный 92-м или 95-м бензином, может просто упасть. Учитывая участившиеся случаи падений «дедушки» (так летчики называют Ан-2), КГА всех стран, использующих эти борты, запретили летать на бензине и тем самым подвергать опасности пассажиров.
— Автомобильный бензин имеет гораздо меньшее октановое число (ОЧ), чем требуется для двигателя Ан-2, поясняет нам анонимный источник. — Так у АИ-92 — ОЧ равняется 85-ти, а у АИ-95 — 87-ми и даже у 98-го — всего 89. Использование автобензина ведет к быстрому износу двигателя. Вся поверхность головки и поршня съедаются детонацией, бывает, высыпаются перегородки между кольцами. Двигатель может сломаться прямо в воздухе и тогда уж как повезет. Учитывая сложную ситуацию с топливом, авиакомпаниям разрешили летать на бензине без пассажиров, то есть перевозить грузы, химикаты на свой страх и риск.
А вот выписка из справки, составленной по результатам работ, проведенным центральной службой российского научно-исследовательского института гражданской авиации (ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА РФ) по научно-методическому сопровождению подконтрольной эксплуатации самолетов Ан-2 на автомобильном бензине АИ-95:
«В связи с большим содержанием в автобензине ароматических углеводородов (до 60% масс против не более 35% масс для авиационного бензина Б91/115) в наземном комплексе авиатопливообеспечения авиакомпаний наблюдается частичное разрушение внутренней поверхности резинотехнических рукавов, предназначенных для контакта с авиационными бензинами. Углеводородный состав автобензина оказывает воздействие и на детали топливной системы Ан-2 — набухание и разрушение резиновых уплотнений впускных патрубков, разрушение пенополиуретановых поплавков топливомеров».
И далее:
«За время подконтрольной эксплуатации Ан-2 на автомобильном бензине марки Аи-95, согласно информации, которой располагает ЦС авиаГСМ ФГУП ГосНИИ ГА, имели место четыре случая ухудшения работы двигателей, которые могли быть связаны с применением автобензина»
Российские эксперты приводят случай с компанией «В», произошедший в 2001 году, когда причиной падения Ан-2 было названо «нарушение работоспособности двигателя АШ-62ИР явилось ухудшение пропускной способности топливного фильтроэлемента 12ТФ29 и фильтра тонкой очистки карбюратора из-за использования некондиционного и неразрешенного для применения автомобильного бензина».
Впрочем, говорят эксперты, попытка заставить летать авиакомпании опять на авиационном бензине Б-91/115 с угрозой приостановления или даже лишения свидетельства эксплуатанта может завести только в тупик, так как ни количество, ни цены, ни качество этого авиабензина компании не устраивает, и это требование, скорее всего, приведет их только к банкротству. Уж слишком дорогое это удовольствие — летать на авиационном бензине. Требуемое количество бензина в нужное время никто не в состоянии обеспечить. Кроме этого, авиационный бензин Б-91/115 — этилированный, а применение этилированных бензинов в стране запрещено.
— При выполнении полетов на авиационном бензине Б-91/115 себестоимость вылета вырастет минимум на 30%, продолжает откровенничать наш анонимный источник. — Кто сможет заказывать наши работы? Пожелание КГА покупать бензин Avgas 100 LL для авиационных работ в Финляндии вообще не выдерживает никакой критики. Неужели Казахстан, добывающий огромное количество нефти, не в состоянии все это произвести у себя? Кроме этого, заключать договора на поставку с отдельными авиакомпаниями заграничные заводы, скорее всего, не будут — очень малы объемы, сразу появятся различные фирмы-посредники, опять возрастет цена, а качество может упасть.
Тем временем, по словам наших источников, все Ан-2 в Казахстане продолжают перевозить пассажиров, используя АИ-95, и каждый раз подвергая их риску. Но другого выхода нет. Специального авиатоплива к нам просто не завозят.