Китайские эксперты открыто говорят об американской угрозе, советуя руководству страны отказаться от политики выжидания и прибегнуть к ответным мерам. Поскольку следующей целью, по мнению некоторых аналитиков, после России может стать Китай.
Экономические войны последнего времени, в которых используются все возможные методы, однозначно преследуют политические цели, в числе которых подрыв экономики геополитического соперника, провокация народных волнений и, как итог, смена руководства страны. Все это мы сегодня наблюдаем на примере противостояния США и России. Другая держава, которая вскоре может подключиться к открытому противостоянию — Китай.
«Умная обезьяна не лезет в драку. Она сидит на дереве и ждет, пока два тигра дерутся до полного взаимоуничтожения», — гласит древняя китайская поговорка. Однако, похоже, что в этот раз примату, каким бы умным и рассудительным он ни был, отсидеться на ветке не удастся. И об этом в Китае уже говорят во всеуслышание. В частности, китайское информационное агентство Синьхуа. А вернее – аналитик Лю Чжицинь. Автор советует руководству страны извлекать уроки из событий последних лет и быть готовым к борьбе с США за независимость.
— Весь мир с напряжением следит за «войной века» между Россией и США, жестокость которой поражает все грани разумного, — пишет он. — Когда противостояние между двумя странами с новой силой разгорелось на почве украинского кризиса, все думали, что Вашингтон хочет наказать Москву «из благих побуждений». И никто не ожидал, что, воспользовавшись случаем, Америка начнет бить своего конкурента не на жизнь, а на смерть. Ситуация вышла из-под контроля. Россия столкнулась с серьезными экономическими трудностями, а цель Запада в этих условиях предельно ясна — укротить русского медведя.
По мнению Лю Чжициня украинский конфликт – это лишь предлог для атаки на Россию.
— Таким образом Америка заявляет, что она по-прежнему единственный гегемон и не так-то просто изменить или разрушить мировой порядок, где главенствует Запад, — пишет он.
Эксперт полагает, что Запад стремится уничтожить благополучие в России, разобщить БРИКС, и заодно навредить Китаю. А в том случае, если санкции против России не сработают, Вашингтон, по его мнению, намерен наказать всех, кто к ним не присоединился. А это, прежде всего, страны БРИКС, куда входит и Китай.
— Конфликт США и России заставил нас очнуться. Китай не должен слепо верить капиталистам и политиканам Запада, — далее пишет аналитик. Пока ты повинуешься, они – «посланники небес», но стоит что-то сделать наперекор, эти посланники в один миг превращаются в худший кошмар.
К слову, если верить китайским СМИ, то процессы укрощения Поднебесной уже тоже идут полным ходом. И один из факторов, это доказывающих – нарастающая террористическая активность в Синьзянь-Уйгурском автономном районе (СУАР), где боевики радикально-исламистского движения «Восточный Туркестан» беспрекословно выполняют все указания из-за океана, которые им передает постоянно живущая в Нью-Йорке их идейная вдохновительница Рабия Кадыр.
Это подтверждает и политолог Марса Сариев, по мнению которого, рост активности сепаратистов в СУАР объясняется координацией со стороны внешних игроков, заинтересованных в дестабилизации Китая.
— Если смотреть с точки зрения проектного подхода, то уйгуры СУАР должны быть задействованы глобальным игроками против Китая, — считает эксперт. — Через СУАР и Центральную Азию проходят каналы поставки нефтепродуктов и газа из прикаспийских стран, в том числе из Казахстана, в материковую часть Китая. Поэтому дестабилизация позволит отрезать Китай от поставок жизненно необходимых ресурсов. Этот козырь будет использоваться зарубежными игроками.
Что касается экономического аспекта воздействия на Китай, то тут можно сказать, что санкции, введенные против России, отражаются и на нем. Как известно, от них страдает и Европа, поскольку Россия, хоть и не так активно, но прибегает к превентивным ответным мерам. Санкции заметно снизили товарооборот между Европой и Россией. Это означает проблемы сбыта продукции, которые влекут за собой снижение прибыли предприятий, соответственно провоцируют увольнение работников и рост безработицы. Таким образом снижается покупательская способность населения, что непосредственно отражается на экономике Китая как крупнейшего в мире экспортера товаров народного потребления.
Согласно статистическим данным, в прошлом году экономика Поднебесной заметно просела. Рост экономики составил 7,4 процента (против 8 процентов в позапрошлом году). Не катастрофа, но все же.
На фоне противостояния США и России и нарастающих проблем на Украине и Ближнем Востоке, китайцы молча активизируют свою политику. В частности, на латиноамериканском направлении. За прошлый год китайские делегации побывали в целом ряде стран Латинской Америки – Аргентина, Бразилия, Венесуэла и Куба. Отношения Пекина с названными странами носят однозначно стратегический характер. В пику гегемонии США в Центральной и Южной Америке Китай намерен построить Никарагуанский канал, который станет альтернативой Панамскому каналу, соединяющему Атлантический и Тихий океаны.
По мнению экспертов, инвестируя в крупные проекты в латиноамериканских странах, Китай убивает одним выстрелом двух зайцев. Во-первых, получает экономический эффект. А, во-вторых, старается исключить приход к власти в этих странах проамериканских политиков.
Таким образом, Пекин уже давно разобрался в том, кто и что от него хочет. Наращивание американского военного потенциала в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) для него не что иное, как реализация стратегии США по созданию некоего санитарного кордона по всей протяженности южных и восточных границ КНР. Как подтверждение – намерение Штатов разместить дополнительные силы на своих военных базах в Филиппинах сроком на 10 лет, о чем была достигнута договоренность во время прошлогоднего турне Барака Обамы по странам АТР.
И, чтобы ни у кого не возникало желания попробовать Китай на зуб, он уже который год активно наращивает боевой потенциал, ежегодно выделяя на новейшие виды вооружений и техническое переоснащение своей армии до 25 миллиардов долларов.