В случае, если обвинение Царнаева в организации и исполнении подрыва Бостонского марафона будет доказано, ему грозит смертный приговор. Однако на предварительном этапе процесса уже вскрылись некоторые затруднения и осложнения.
В понедельник 5 января 2015 г. в здании бостонского суда состоялась процедура представления Д. Царнаева, обвиняемого в подрыве Бостонского марафона в 2013 г., кандидатам в присяжные заседатели на его процессе. Указанный тер.акт был классифицирован, как самый кровавый после событий 9 сентября 2001 г. По сообщениям агентств The Boston globe, The Reuters и al-Jazeera, Джохар Царнаев держался отстраненно и не выказывал никаких эмоций.
Всего в здании одного из районных судов г. Бостон собралось 1200 кандидатов в присяжные заседатели. Из них руководитель процесса, судья Джордж О’Тулл отберет 12 основных и 6 запасных. Процесс, по предварительным прогнозам, затянется на срок в 3-5 месяцев.
Защита Царнаева настаивала, что не получится собрать беспристрастное жюри в Бостоне, где была очень высока интенсивность упоминаний имени подзащитного в местных СМИ и где сотни тысяч людей прямо и косвенно учавствовали в розыске Царнаева или просто сидели дома и очень боялись. При этом представляется крайне сомнительным найти таких присяжных, которые бы не знали основных деталей самого теракта и событий после него — уже были два процесса, на которых были вынесены обвинительные приговоры друзьям Царнаева из Казахстана, оказавшим воспрепятствование следственным действиям после теракта.
«Данный случай представляет уникальное затруднение с точки зрения формирования такого состава жюри присяжных, который мог бы непредвзято проанализировать дело,» — заявил агентству al-Jazeera бывший федеральный прокурор Томас Пищ, ныне живущий и работающий в Бостоне. «Этот инцидент остался шрамом в сознании жителей штата Массачусетс. Судья О’Тулл должен будет найти таких людей, которые составят суждение только на основании фактической информации и данных«.
Еще одним сложным моментом является привлечение в жюри таких людей, которые не были бы полностью против смертного приговора, запрещенного в штате Массачуссетс, но предусмотренного федеральным уголовным законодательством, а бостонский теракт был преступлением федерального уровня и обвинения Царнаеву предъявляются также федеральные.
«То есть не помешали бы люди, которые, в целом, предубеждены против смертной казни, но согласны голосовать за вынесение смертных приговоров в каких-то отдельных, скажем, очень исключительных случаях» — разъяснил Профессор колледжа при Бостонской юридической школе Роберт Блюм.