Что наша жизнь? Игра! В футбол. И бюджетных денег на него в Актюбинской области не жалеют. К примеру, на поддержку регионального семеноводства в этом году выделено 82 млн тенге, племенного животноводства — 1,7 млрд тенге, на поддержку театрального и музыкального искусства — аж почти 427 млн тенге, всех видов спорта — 3,9 млрд тенге, из которых футбольному клубу «Актобе» уйдет 3,1 млрд тенге.
Наш портал уже сообщал об уникальном тендере, который был проведен в поддержку клуба. Правда, после публикации представители управления спорта и туризма Актобе дали свои пояснения, из которых следовало, что подобный бюджет — не самый большой по меркам нашей премьер-лиги.
Поскольку в казахстанском футболе отсутствует практика обнародования бюджетов (к чему призывает Дархан Калетаев), нам сложно сравнивать. Но понять, насколько любима игра в мяч ногами в Актобе, очень просто: достаточно лишь изучить данные, опубликованные в прессе (газета «Актюбинский вестник» №7 от 20 января с.г.), о запланированных тратах на 2015 год.
К примеру, на поддержку семеноводства в регионе будет направлено 82 миллиона 403 тысяч тенге. Государственная поддержка племенного животноводства составляет 1 млрд 712 млн 494 тыс. тенге. На субсидирование повышения продуктивности и качества продукции животноводства запланировано чуть более 3 млрд тенге.
На «Подготовку и участие членов областных сборных команд по различным видам спорта на республиканских и международных соревнованиях» в этом году будет потрачено 3 миллиарда 977 миллионов 864 тысяч тенге. Но «различным видам спорта» достанется из этой суммы 867 миллионов 864 тысячи тенге, остальное получит футбольный клуб «Актобе». Где же указан бюджет футбольного клуба? — спросите вы. Всё в том же предновогоднем тендере: «услуги по подготовке и участию футбольной команды в чемпионате и Кубке Республики Казахстан по футболу среди клубов премьер-лиги 2015 года и участия в международном соревновании Лиги Европы УЕФА в сезоне 2015-2016 гг. за Актюбинскую область» обходятся налогоплательщикам в 3 110 000 000 бюджетных тенге. А теперь отнимите эту сумму от той, что выделена на весь спорт в области. Остается 867 миллионов 864 тысячи тенге. Эти средства предназначаются и для борцов, и для боксеров, а также дзюдоистов, представителей зимних видов спорта и многих-многих других.
Да что там борцы и боксеры! Футбол важнее театра и музыки вместе взятых. Не верите? Сравните сами — «на поддержку театрального и музыкального искусства» в этом году будет выделено аж 426 млн 818 тысяч тенге! Если в регионе есть люди, которые хотят культурно отдохнуть где-нибудь не в театре, для них в бюджете тоже предусмотрена статья расходов на «поддержку культурно-досуговой работы». Запланировано почти 173 млн тенге. Видимо, по мнению областного акимата, весь досуг жителей должен сводиться к посещению игр футбольного «Актобе».
Суммы, выделяемые всем остальным видам спорта в Актобе, приводят к закономерному результату. Так, на Олимпиаде в Лондоне этот славный регион был представлен де-юре аж двумя спортсменами. Первый – натурализованный дунганин из Китая, штангист Фархад Харки, который в итоге так и не выступил, а второй — пловец Александр Тарабрин, не сумевший пробиться в сборную России.
В бытность свою главой Агентства по туризму и спорту (в 2005-2006 годах) Даулет Турлыханов не раз выражал недовольство тем, что 90 процентов бюджетных средств в Актюбинской области уходит на футбол. Как видите, спустя и десять лет ничего не изменилось.
Главное, что с футболом все о’кей.