Казахстан не сможет обеспечить себя топливом Евро-5 при введении соответствующего экостандарта, считает председатель независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков, передает КазТАГ.
«Казахстан до сих пор не производит топливо стандарта не то что Евро-5, по данным независимых экспертов, половина продаваемого в Казахстане топлива еле дотягивает до класса Евро-2. Соответственно, если мы завтра, к примеру, в 2016 году, введем в Казахстане экологический стандарт Евро-5 при отсутствии соответствующего топлива, это совершенно не приведет к нормальному результату», — сказал Э. Эдоков корреспонденту КазТАГ.
При этом он подчеркнул, что топливо низкого качества выводит из строя дорогостоящее оборудование, которым оснащены автомобили.
«Сегодня заливают такое низкокачественное топливо в автомобили, современно оснащенные системами каталитических нейтрализаторов, которые борются со снижением вредных выхлопов! Это все работает, но крайне недолгое время. После этого система каталитических нейтрализаторов выходит из строя, а их в машине обычно от двух до четырех, а один такой нейтрализатор стоит порядка 200-400 евро», — пояснил эксперт.
Он напомнил, что экостандарты регулируют содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. Выхлопы автомобильного транспорта составляют около 90% всего объема загрязнителей воздуха, в них содержится около 200 химических соединений.
«Но многие не ремонтируют эти катализаторы, потому что не каждый сможет каждый год тратить такие деньги. Поэтому автомобилисты убирают сломанные катализаторы и ставят глушилки и обманки, и прекрасно ездят, не беспокоясь о выхлопе. Все это потому, что на нашем существующем низкокачественном высокосернистом топливе эти системы работают крайне недолго», — заметил эксперт.
Э. Эдоков считает, что «власти, которые принимают такой закон, в очередной раз ставят телегу впереди лошади».
«При отсутствии топлива экологического класса, который будет соответствовать стандартам Евро-5, вводить этот стандарт в Казахстане бессмысленно, это все равно что сказать: «Вы научитесь плавать, а потом мы вам в бассейн воду нальем», — добавил он.
В свою очередь, аналитик АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» Надира Мырзагалиева считает, что «поэтапное внедрение Евро-3, 4 и 5 в НПЗ страны займет длительное время, и к тому времени, когда внедрят Евро-5, появятся более усовершенствованные стандарты».
«Техническое регулирование на автомобили в сравнении с регулированием качества автомобильного топлива убежало вперед. И теперь автомобиль, соответствующий высоким экостандартам, «едет на топливе» более низкого стандарта, что не позволяет в полной мере использовать все преимущества Евро-4. Аналогичная ситуация произойдет с Евро-5, так как автопроизводители и нефтеперерабатывающие заводы Казахстана не готовы одномоментно перейти к новому стандарту», — отметила Н. Мырзагалиева.
При этом она считает, что даже с введением Евро-5 продолжится эксплуатация автомобилей стандартов Евро-2, 3 или 4, так как подавляющее большинство населения не сможет заменить авто на новые.
Между тем, по данным комитета технического регулирования и метрологии министерства по инвестициям и развитию РК, новый экостандарт, ограничивающий ввоз и первичную постановку на учет автомобилей, заработает в Казахстане в лучшем случае в 2016 году.
Согласно утвержденному правительством комплексному плану модернизации НПЗ, после 2015 года нефтеперерабатывающие предприятия прекратят производство бензина марки А-80, наладят выпуск нефтепродуктов, соответствующих стандарту Евро-4 с перспективным выходом на Евро-5.