В Казахстане невыгодно писать научную и учебную литературу. Если ваш труд будет интересен и востребован, на нем сразу начнут зарабатывать кто угодно, но не вы, утверждают авторы пособий по подготовке к ЕНТ по математике Ирина и Светлана Рустюмовы. И защитить себя вы не сможете, закон не на вашей стороне, подтверждают правозащитники.
Ирина и Светлана Рустюмовы — авторы уникальной методики по подготовке школьников к ЕНТ по математике. За 10 лет работы с учениками старших классов авторы разработали пособия, ставшими настоящими бестселлерами на рынке. Однако сегодня у них нет ни сил, ни желания продолжить свою работу. Как выяснилось, в Казахстане 2 беды.
Ирина Рустюмова, автор пособий по подготовке к ЕНТ по математике:
— Я ничего делать больше не буду. Я до аппарата президента уже дошла, писала всем. И мне ни одного ответа не пришло на 2 письма, только сказали, что отдали в прокуратуру. А в прокуратуре все вообще исчезло. Мы больше не печатаем и не планируем печатать. У нас около 5 судебных дел прошло, гражданских исков. Первое дело в Атырау, где был найден контрафакт, но мы это дело не смогли выиграть. Во всех инстанциях, вплоть до Верховного суда проиграли. Суд признал контрафактный «Тренажер по математике для подготовки к единому национальному тестированию (ЕНТ)», который продавала ИП Кислицина В.В., подлинным! Это парадокс! Причем мы во всех инстанциях просили сделать экспертизу, но ни одна инстанция не разрешила нам ее провести, а наша независимая экспертиза была призанана недействительной.
Мы переделали книгу, сделали другой формат, ввели защиту, но увы и эта книга ушла «на сторону» у нас. На сегодняшний день мы вообще не печатаем, не издаем пособие, его делают соверешенно другие люди. Наше имя украли. От и до перепечатали, даже обложки, на которых напечатано «Опасайтесь контрафакта»! Мы сами объехали в Алматы все магазины, причем крупнейшие, купили эти книги с чеками, принесли в финпол, и финпол все дела закрыл. Мы даже не смогли выяснить откуда эти книги взялись. На рынке сейчас остался только контрафакт! И все работают по контрафакту. Это не просто книги, не просто наше украденное имя, и кто-то делает на нем деньги. Там масса ошибок! Когда они убирают «защиту», уходят знаки, цифры, понимаете? Знаки где попало стоят, минусы исчезают, у логарифмов основания не видно, читать не возможно. По ним я не знаю, как работать! С Астаны вчера привезли контрафакт, в магазине купили с чеком. Какого качества! Это же ужас! Даже нечитаемо! Самое парадоксальное, 3 книги у них стоят 5100 тг. У нас они стоили 3800. Почему они не брали у нас, я понять не могу?
Кроме того, проверив пиратские копии своих книг, Рустюмовы выявили, что «конкуренты» решили сэкономить не только на авторских правах, но и на производстве самих книг. Экспертиза установила, что при печати были использованы токсичные краски с высоким содержанием свинца, олова и цинка, многократно превышающим предельно-допустимые нормативы, а на обложках контрафактных книг были обнаружены фенол и формальдегид — канцерогены, вызывающие развитее раковых заболеваний, оказывающие негативное влияние на органы дыхания, иммунную, эндокринную и кроветворную системы и другие вещества, которые могут оставаться на руках после пролистывания страниц книг и попадать в организм детей.
А в 2013 году издательство «Астана-кітап» выпустило книгу «Математика. Учебное пособие для абитуриентов» под авторством 30-летнего Ернара Базарова. Эксперты установили 423 совпадений с книгами Рустюмовых или 50% от общего объема работы. Разработчики снова пошли в суд.
— Они не просто взяли мое имя, они еще забрали мысли и идеи. Плагиат доказан уже судом! Полностью мою книгу растормошили и сделали так, как они посчитали нужным. Но мы ничего не можем выиграть. 2 года идет суд. Мы ни копейки не имеем, у нас только затраты. Прежде чем подать в суд, мы тысяч двести отдаем за экспертизу и до сих пор мы не можем даже расходы возместить свои.
Самое интересное, по-моему это только в Казахстане, во всех книгах, которые я сейчас смотрю вообще нет списка использованной литературы. Как это так? Человек работал, он же брал где-то литературу. Почему нет списка? Вот у нас автор Ернар Базаров берет, доказано, что очень много берет, но нашей фамилии там нет. И на суде он согласился, да я работал с вашей литературой, но почему тогда не указывает? Я не знаю, как это даже называть. Никакой этики вообще нет.
Это плагиат. Мы постарались эту книгу из оборота убрать, так он перевел эту книгу на казахский язык. Теперь нам что в суд подавать на казахский вариант? Его наказали один раз, он второй раз это делает. Цифру 6 на 8 поменял и все! А то что это разработка, это система, нам пришлось знаете как долго доказывать! Судьи вообще не понимают что это такое. Разницу между методами, идеей, системой, тем, что лично вкладывает человек. Нам даже эксперты пишут: ну пусть Рустюмова идет к Пифагору и требует авторские права. Это эксперт такой ответ пишет нам в суде, представляете! Читаешь, аж в обморок падаешь!
По словам директора Национального общества по репрографическим права Ивана Савченко, работа Рустюмовых должна защищаться законодательством об авторских правах. Но не защищается.
Иван Савченко, директор Национального общества по репрографическим правам (НОРП):
— В рамках действующего закона мы не можем ничего добиться. На сегодняшний день у нас действует закон об авторских правах, благодаря которому худо-бедно соблюдаются права авторов и исполнителей, оранжировщики даже подходят, но, к сожалению, по действующему законодательству никак не защищены права именно авторов, которые пишут литературные и научные произведения. Они совершенно спокойно могут тиражироваться, размножаться. Огромный пробел в этом есть. У авторов руки опускаются. Кто-то просто отступил, не пишет ничего уже, кто-то передал свои права издательствам за какие-то небольшие деньги.
Мы уже 4 года поднимаем вопрос о внесении изменений и поправок в Закон. В декабре депутаты обсуждали наши поправки, но, как мне объяснили, руководитель рабочей группы их не пропустил, поскольку они требуют каких то доработок. Буквально через месяц будут приняты поправки в Закон, но к сожалению наши поправки, которые мы поднимали, которые полезны, совершенно разумны, не будут внесены.
К слову, одно из условий вхождения Казахстана в ВТО — это соблюдение авторских прав, напомнил Савченко. Однако, в области репрографии они в Казахстане никак не соблюдаются. Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам правового регулирования сферы интеллектуальной собственности» на сегодняшний день находится на рассмотрении парламента.