Об этом сегодня в Алматы сообщили представители общественных и неправительственных организаций, побывавшие в поселке, соседствующем с консорциумом «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.». Именно работа предприятия, отнесенного к категории опаснейших промышленных объектов страны, по мнению общественников, и стала причиной массового отравления детей в поселке Березовка Западно-Казахстанской области.
Напомним, 28 ноября в школе поселка Березовка Бурлинского района ЗКО более двух десятков детей и четверо взрослых потеряли сознание и были доставлены в Бурлинскую районную больницу. На следующий день шестерых детей, наиболее «тяжелых», перевезли в областную клиническую больницу.
В облздраве ситуацию прокомментировали быстро, но размыто: «По предварительным итогам, имело место воздействие неизвестного токсического вещества с избирательным воздействием на центральную нервную систему».
Жители поселка так же как и общественники уверены, что причиной инцидента стал очередной аварийный выброс в атмосферу вредных веществ с Карачаганака.
— Я сам побывал в поселке, разговаривал с людьми, которые там живут, с родителями пострадавших детей, — рассказывает консультант общественной международной организации
«Crude Accountability» Сергей Соляник. — Они рассказали, что накануне на месторождении проводился отжиг газа и люди чувствовали его запах. Кстати, единичные случаи отравления были зарегистрированы еще 26-27 числа. Шестеро детей до сих пор находятся в больнице Уральска и один в Аксае. Состояние их практически не улучшается, так же как и тех детей, которых отпустили домой. Некоторые из них повторно доставляются с отравлением в лечебные учреждения. Симптомы у всех больных: головокружение, тошнота, судороги. Все это симптомы отравления сероводородом, а крупное промышленное предприятие здесь одно — консорциум «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.»
При этом, по словам Сергея Соляника, люди до сих пор не могут получить результаты анализов, которые были проведены медиками сразу после поступления детей. Не торопятся эскулапы и с диагнозом, предпочитая либо обходить этот вопрос стороной, либо ставить совсем уж неправдоподобные — переутомление или анемия.
— Все произошло на первых уроках, о каком переутомлении может идти речь? — недоумевает Сергей Соляник. — Одной из родительниц сказали, что у ребенка анемия, дескать, сами виноваты, мамаша, довели ребенка. При этом буквально за месяц до ЧП ребенок проходил полное медицинское обследование в медцентре Уральска и по заключениям врачей был совершенно здоров. Кстати, 4 декабря состояние 10-12 детей снова ухудшилось и троих вновь пришлось увозить в больницы на скорой помощи. Симптомы все те же.
Самую несуразную версию о том, что массовое отравление детей могло быть результатом распыления в школе баллончика с неизвестным токсическим веществом своим выступлением «отмел» прокурор ЗКО Серик Караманов.
— Нами установлено, что 17, 18, 19 и 25 ноября были выбросы с нарушением предельно допустимых норм, — рассказал Караманов. – 27 ноября в 14.19 был первый выброс, второй в 18.30. По версии экологов, сероводород накапливается в организме, а потом начинает давать знать о себе. По версии сотрудников КПО, у них из-за сбоя электроэнергии полетела компрессорная, которая закачивает газ обратно, и у них прошел непроизвольный выход газа, который они отправили на отжиг. Люди об этом и говорили. Это подтверждается.
Не смотря на заявления прокурора первый заместитель министра энергетики Казахстана Узакбай Карабалин считает преждевременными обвинения в адрес компании «Карачаганак Петролиум Оперейтинг» в связи с массовым отравлением детей в населенном пункте Березовка в Западно-Казахстанской области.
Пока чиновники соревнуются в красноречии, а медики упорно молчат, не ставя, а предполагая возможные диагнозы, жители поселка Березовка остаются заложниками ситуации. Когда произойдет следующий выброс, и какие последствия их ждут, они могут только гадать. Кстати, случись здесь серьезное ЧП, люди просто не успеют покинуть поселок прежде, чем их накроет ядовитое облако.
— Я сам проверял на себе, — продолжает Сергей Соляник, побывавший в поселке Березовка. — Для того, чтобы выехать из поселка на велосипеде в безопасную зону, мне понадобилось 25 минут. По расчетам специалистов, если что-то ужасное произойдет, то облако накроет поселок через 10-15 минут. При этом вопрос эвакуации людей, а их там живет более полутора тысяч, совершенно не продуман. В случае чего, компания только оповещает о том, что произошло ЧП. Услышал три громких гудка, значит, пора бежать. Эвакуацию должны осуществлять местные исполнительные органы. До ближайшего населенного пункта, откуда должны прибыть автобусы, 20 километров. При этом дорогу сложно назвать таковой. Половину пути приходится ехать по степи, потому что дорога вся в ухабах. Вот и посчитайте, сколько нужно времени, чтобы спасти людей.
То, что произошло в Березовке 28 ноября представители общественных организаций, да и сами жители не считают чем-то неожиданным.Это, по их мнению, результат недобросовестного выполнения должностных обязанностей государственными органами, и результат нарушений консорциумом «Карачаганак Петролеум Оперейтинг Б.В.» требований экологической и промышленной безопасности.
Еще в начале освоения месторождения все вопросы, касающиеся безопасности местного населения, казалось бы, были решены. Людям обещали переселение в новые поселки 21 века, которые намеревались построить на безопасном расстоянии. Всего в зону деятельности предприятия попадало 2 поселка — Березовка и Тунгуш. Жителей последнего, кстати, действительно переселили. Правда, не в новый современный поселок, как обещали, а в старый многоквартирный дом в Уральске, что, кстати, тогда повлекло ряд скандалов и судебных разбирательств с требованием выплаты компенсаций.
Березовка же осталась на прежнем месте, даже несмотря на то, что через северную его окраину проходит граница санитарно-защитной зоны. Именно пограничное положение поселка многие годы служит основанием для отказа жителям в переселении в безопасное место.
— Установленная минимальная пятикилометровая санитарно-защитная зона не обеспечивает экологическую безопасность людей от выбросов с месторождения, — говорит
председатель экологического общества «Зеленое спасение» Сергей Куратов. — Поэтому еще в 2008 году мы подали в суд иск с целью добиться переселения жителей Березовки в безопасное место. 9 месяцев под разными предлогами наш иск не принимали. Путем судебных разбирательств мы все же добились принятия иска, но рассматривался он еще полтора года. В конце концов, суд мы частично выиграли и добились главного — в ноябре 2010 года решение суда о переселении людей в безопасное место вступило в законную силу. Но до сегодняшнего дня под разными предлогами решение суда не выполняется. Кстати, опасные выбросы в атмосферу — не единственная опасность для местного населения. Несколько лет назад под одним из домов провалилась почва. Дальнейшие исследования показали, что вокруг поселка масса таких провалов, некоторые из которых достигают 5-6 метров в глубину, радиусом до 10 метров. И что бы ни говорили, а людей надо срочно переселять, на 20-30 километров как минимум, а не играть сантиметрами санитарно-защитной зоны.
По словам общественников, в свете последних событий, жители поселка Березовка в очередной раз всерьез озаботились своей безопасностью и безопасностью детей. Устав воевать с системой, они подготовили письмо на имя главы государства с просьбой обратить внимание на их проблемы и нарушения прав человека и повлиять на чиновников и прочих ответственных лиц, которые, повторимся, по решению суда 4-летней давности обязаны были переселить людей в безопасное место. Всего под обращением подписались чуть менее тысячи человек.
[gallery ids=»64782,64783,64784,64785,64786,64787,64788,64789,64790,64791,64792″]