Население ожидало увидеть сразу конечный формат, но этого не случилось, поэтому постараемся восполнить эту потребность. Только прежде, чем продолжать, уточнюсь, что я не имею никаких полномочий делать заявления от имени Нацбанка, где, кстати, мне осталось-то работать всего неделю, то есть все эти тексты – исключительно мое личное мнение, которое основывается на тех или иных данных.
Для начала скажу, что совместное заявление – это не только экономический документ, но еще и политический. С этой точки зрения, можно сказать, что государство достаточно ясно обозначило свою позицию о том, что никаких резких колебаний курса тенге, то есть девальвации, в 2015 году не будет. Исходя из этого, можно предположить, что все госкомпании поддержат эту позицию и будут вести согласованную политику в части управления валютной позицией, то есть не проявлять спрос на валюту больше необходимого, а если что-то было закуплено на ожиданиях девальвации, то этот объем будет выставлен на рынок и конвертирован в тенге. Собственно, оно и верно – если государство хочет доверия частного бизнеса и населения к тенге, то оно должно первым это продемонстрировать. В целом, это первый, но серьезный шаг для дедолларизации. Я не знаю, каков запас валюты, образовавшийся в госкомпаниях на ожиданиях девальвации, но если он существенный, то теперь это создаст обратное давление в сторону укрепления тенге.
Следующим участком, подлежащим дедолларизации, является сама банковская отрасль. Здесь необходимо повышение нормативов по минимальным резервным требованиям (из-за которых банк должен процент от привлеченных сумм в валюте разместить на счете в Нацбанке) по валютным обязательствам сроком менее 3 месяцев с нынешних 2,5% до 5%, а если срок больше – то до 10% с нынешних 6%. Так как 90% валютных обязательств размещено на срок больше 10%, то для банков прием новых валютных вкладов, равно как и хранение имеющихся станет более накладным и невыгодным, из-за чего банку придется снизить ставки по депозитам в валюте. Одновременно, чтобы сделать тенговую позицию более выгодной для банков, нельзя повышать нормативы по минимальным резервным требованиям по тенговым обязательствам, а по суммам, которые переводятся на счет в Нацбанке, необходимо начислять доходность в размере 3% годовых (сейчас такого начисления нет).
Одновременно необходимо сделать невыгодным кредитование в валюте — не запрещать, а именно сделать невыгодным. Так, в случае, если кредит в иностранной валюте выдается физическому или юридическому лицу, не имеющему доходов в иностранной валюте в каждом из последних 12 месяцев перед получением займа, то банк второго уровня, выдавший данный кредит можно обязать начислять провизии в размере 20% от суммы займа, то есть заранее признать повышенный риск невозврата данного кредита из-за несоответствия валюты доходов валюте расходов. Также можно внедрить правило, что юридическое лицо, имеющее доход в иностранной валюте, то может получить кредит в иностранной валюте на сумму не превышающую 50% от стоимости залогов.
Следующий участок, подлежащий дедолларизации – это вкладчики, которые держат накопления в валюте или намереваются перейти в валюту. Здесь можно снизить максимальные рекомендуемые ставки по депозитам в валюте до 2% с нынешних 4% (в заявлении уже снизили до 3%), а по тенговым поднять с 10,5% до 12%. Фактически сейчас банки принимают новые депозиты в валюте под 1%, а старые вряд ли будут продлевать под 4%, ибо это им будет невыгодно, если будут повышены нормативы по минимальным резервным требованиям. Плюс банки смогут найти юридический способ, как перевести «старых» депозиторов на более низкие ставки, тем более, что в тенге ставки должны будут вырасти. Общая стоимость кредитов при этом для экономики не вырастет, так как упадут ставки по долларовым депозитам, причем в большем размере, чем вырастут ставки по тенговым. Образовавшийся дифференциал ставок по тенге (12%) и доллару (2%) должен стать действительно выгодным для перехода обратно в тенге. Одновременно в качестве дополнительного стимула для перехода с валютного депозита на тенговый можно увеличить сумму гарантии по тенговым депозитам с нынешних 5 млн. тенге поэтапно до 20 млн. тенге (в заявлении увеличено до 10 млн. тенге), а если депозит размещен на срок более 2 лет, тогда сумму гарантии можно увеличить до 50 млн. тенге. Ради этого, конечно, придется докапитализировать КФГД, но это необходимо.
Следующий участок – это обменники. Здесь речь не идет о дедолларизации, а том, как урегулировать их работу так, чтобы они не были источником или невольным транслятором слухов. Сейчас они продают валюту, зарабатывая на разнице курса продажи и курса покупки. В свое время при слухах о девальвации некоторые обменники чрезмерно увеличивали спрэд, и был соблазн раздувать образовавшиеся слухи, так как чем больше спрэд и чем масштабнее слухи, тем больше их прибыль. Позже было предложено ограничить их спрэд по доллару на уровне 2 тенге, но некоторые обменники научились устанавливать собственный курс, который может быть выше, чем даже на KASE. Так в Астане последние дни курс покупки и продажи составлял 185-187, подталкивая населения к новым слухам о девальвации, хотя на самом деле это лишь дает возможность обменникам продать доллары повыше, а самим покупать в банках по заниженному курсу. Чтобы привести это в порядок, но при этом не уронить маржу обменников, можно отменить нынешнюю модель, когда они зарабатывают на разнице курсов, и внедрить новую. Согласно предлагаемой модели, каждый обменник должен указывать средневзвешенный курс, который образовался на KASE на последней из двух сессий – утренней или дневной, так как 95% дневного объема торговли проходит за эти две сессии. Вторая цифра, которую должен показывать обменник, — это его комиссия, которая может варьироваться в пределах 0,5-1% от установившегося курса. Таким образом, население будет видеть одинаковый курс во всех обменниках и размер комиссии каждого обменника. Кстати, комиссия в пределах 0,5-1% позволит зарабатывать обменникам не ниже, чем они зарабатывают сейчас.
Также можно ввести обязательство банкам, чтобы они открыли круглосуточные обменники в городах, где у них есть филиалы, но при этом скоординировать банки так, чтобы в каждом городе было достаточное количество банковских обменников. Это лишит небанковские обменники аргумента, что «нет долларов», а может даже и клиентуры, если комиссия будет высокой.
И последней, но главной мерой, должно стать то, что надо постепенно перевести в тенге тех, у кого сейчас есть кредит в валюте. По юридическим лицам это может пройти в рамках стандартных процедур по рефинансированию, тогда как у физических лиц могут быть более упрощенные процедуры. По крайней мере, надо начать с тех, у кого ипотечные валютные займы. Это потребует определенные расходы со стороны Нацбанка, а потому потребует детальных расчетов и согласования, но в целом, сам процесс дедолларизации позволит нарастить резервы и окупить все расходы по уменьшению объема валютных займов.
Все это я вижу как конечный формат процесса дедолларизации. Я не могу сказать, будут ли дальнейшие действия правительства и Национального банка в рамках предложенного выше формата, но будем надеяться, что большая часть будет реализована.