Коллегия Евразийской экономической комиссии определила перечень услуг, по которым свободный рынок заработает с момента начала функционирования Евразийского экономического союза, то есть с 1 января 2015 года, сообщили БЕЛТА в пресс-службе ЕЭК.
Планируется, что данный перечень должен быть утвержден на ближайших заседаниях Совета ЕЭК и Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств. В него вошли строительные услуги, услуги в области оптовой и розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству, включая посев, обработку, уборку сельхозкультур.
Договором о ЕАЭС предусмотрен качественно новый подход к либерализации одной из четырех свобод — свободы передвижения услуг в рамках союза. С момента вступления в силу договора впервые государства-члены примут на себя конкретные обязательства по формированию и функционированию единого рынка услуг, на котором поставщикам услуг будет предоставлен максимально достижимый уровень свободы. Он включает в себя: поставку и получение услуг без ограничений, изъятий и дополнительных требований, за исключением отдельных случаев; освобождение поставщика услуг от повторного учреждения в форме юридического лица; возможность оказания услуг, выполнения работ на основании разрешения на поставку услуг, полученного поставщиком услуг на территории государства-члена, где зарегистрирован услугодатель; признание профессиональной квалификации персонала поставщика услуг.
По предложениям сторон разработан перечень секторов услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в ЕАЭС, где общее количество секторов услуг составило 43, из них 28 секторов услуг — для трех государств-членов, в том числе 6 секторов услуг, в которых для Казахстана предусмотрен переходный период до 1 января 2016 года; 15 секторов услуг, где правила единого рынка услуг будут действовать в отношении Беларуси и России.
Решение об утверждении перечня услуг, в которых функционирует единый рынок услуг в ЕАЭС, направлено на снижение стоимости услуг для населения благодаря росту конкуренции бизнеса. Как отметил член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов, урегулирование вопроса, связанного с потребителями услуг, является важной новеллой договора. «На данный момент потребители услуг не имеют гарантию полноценного национального режима, то есть наши государства, субъекты хозяйствования-услугодатели вольны отдавать предпочтение своим национальным потребителям. Это выражается как в ценах, тарифах на услуги, так и в требуемой документации, порядке предоставления таких услуг. В этой связи внедрение национального режима для получателей услуг видится одной из ключевых новелл не только раздела об услугах, но и в целом договора о ЕАЭС», — подчеркнул он.
Коллегия ЕЭК определила также перечень секторов (подсекторов) услуг, по которым формирование единого рынка услуг в ЕАЭС будет осуществлено в соответствии с планами либерализации. Этот перечень также должен быть утвержден Советом ЕЭК и Высшим Евразийским экономическим советом.
В настоящее время по предложениям Беларуси, Казахстана и России в перечень с переходным периодом предложено 29 секторов услуг, из которых 19 секторов услуг — для трех государств-членов союза, 2 сектора услуг — для Беларуси и России, 8 — для Казахстана (по истечению переходного периода Казахстан присоединится к единому рынку услуг, который Беларусь и Россия сформируют уже с 1 января 2015 года).
— Кроме того, предлагается ЕЭК совместно с правительствами Беларуси, России и Казахстана создать рабочие группы в целях разработки и реализации планов либерализации по перечню секторов (подсекторов) услуг и обеспечить информирование Высшего Евразийского экономического совета о результатах работы таких групп, — отметили в пресс-службе.
Кроме того, Коллегия ЕЭК одобрила проект решения Совета ЕЭК и Высшего Евразийского экономического совета, в котором идет речь об утверждении индивидуальных национальных перечней ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий для Беларуси, России и Казахстана. «При этом в соответствии с договором о ЕАЭС индивидуальные национальные перечни не могут содержать новые дискриминационные меры (не указанные в приложениях к Соглашению о торговле услугами и инвестициях в государствах — участниках ЕЭП и не установленные в законодательстве государств-членов) в отношении торговли услугами, учреждения и деятельности лиц других государств-членов по сравнению с режимом, действующим на дату вступления договора, — подчеркнули в пресс-службе. — Кроме того, индивидуальные национальные перечни не должны ухудшать условия взаимного доступа по сравнению с условиями, действующими на 29 мая 2014 года, и с условиями, закрепленными в договоре о союзе».
С учетом представленных сторонами позиций и состоявшихся обсуждений для завершения работы над индивидуальными национальными перечнями коллегия приняла решение об исключении из национальных перечней: изъятий, ограничений и условий, относящихся к области естественных монополий, энергетики и транспорта; горизонтального изъятия по национальному режиму в отношении деятельности и действий, для которых необходимо получение разрешений; неограниченного количества новых видов изъятий, ограничений, дополнительных требований и условий, не предусмотренных действующим соглашением о торговле услугами и инвестициях.-0-