Среди казахстанских чиновников высшего уровня набирает популярность мода: каждый считает своим долгом дать обещание поднять статус государственного языка. Однако с течением времени не только общество, даже они сами забывают о своих заверениях.
В 2003 году Имангали Тасмагамбетов, будучи Государственным секретарем, провел совещание по разработке перспективного плана развития государственного языка. На тот момент казахоязычная пресса с большим воодушевлением приняла это известие. Радовались, писали об этом, будто общество завтра заговорит на казахском. Однако с тех пор прошло десять лет, а воз и ныне там. Только иногда должностные лица возвращаются к этой теме, докладывая обществу, что работают над будущим государственного языка. На совещании 30 сентября того памятного 2003 года Имангали Тасмагамбетов выступил с предложением последующие совещания проводить на казахском языке, и тут же была обсуждена проблема постепенного принуждения госслужащих к знанию государственного языка. Примечательно, что точно такое совещание, оказывается, состоялось еще в 1997 году. Следующее совещание, посвященное проблемам государственного языка, состоялось в 2005 году под председательством Оралбая Абдикаримова, бывшего на тот момент Государственным секретарем. В бытность премьер-министром и Даниал Ахметов, и Карим Масимов уделяли особое внимание развитию государственного языка, проводили несколько совещаний, посвященных этой актуальной проблеме. Помнится, даже 2007 год объявляли «Годом казахского языка». И экс-премьер Серик Ахметов, ныне находящейся под домашним арестом, тоже в свое время порадовал всех заявлением о проведении заседаний правительства на государственном языке.
А в 2014 году всех переплюнул министр культуры и спорта Арыстанбек Мухамедиулы. Он громогласно заявил:
— Согласно стратегическому плану, с 2015 года планируется сдача государственными служащими теста по казахскому языку — КАЗТЕСТа.
Однако пока неизвестно, насколько это соответствует действительности, поддерживают ли это парламент, правительство. Мы попытались найти ответ на вопрос: насколько готовы государственные служащие к сдаче тестов по государственному языку?
Помнится, в одном из своих интервью экс-депутат мажилиса парламента РК, известный певец, общественный деятель Бекболат Тлеухан заявил:
— 90 процентов государственных служащих не говорят на государственном языке.
К сожалению, пока никто не анализировал знание государственного языка государственными служащими. Однако, если учесть, что все совещания государственного уровня проводятся на русском языке, вряд ли статистика будет радужной.
— По-моему, наши чиновники вообще не готовы к сдаче КАЗТЕСТ-а. Если в 2015 году с чиновников действительно будут требовать знание государственного языка, то многим из них, думаю, придется распрощаться со своим креслом. Лично я прожил четыре года в США, Вашингтоне. Тогда я на собственной шкуре испытал, что без знания английского языка никуда не устроишься на работу. Даже не возьмут в дворники. Уже прошло 23 года, как мы обрели независимость. Если не будет такого жесткого требования, никто не будет изучать язык. Не думаю, что эту норму необходимо закреплять законодательно. Это должно стать неписанным законом. Я изучал английский по такому принципу. Полтора года я не мог устроиться никуда, потом отбросил все, и стал изучать язык. Через полтора года мне позвонил приятель, который работал в посольстве Узбекистана, и сообщил, что есть работа для меня. «Однако, – сказал он, – наряду с английским придется сдавать экзамен и по казахскому языку». Я удивился: «Почему?» «Потому что это – Америка», — ответил он. Сдав три письменных экзамена, я устроился работать преподавателем в университет. Если мы уважаем свою независимость, то должны знать государственный язык и с уважением относиться к нему. Без уважения к родному языку мы никто!
– Обязать государственных служащих сдавать тест на знание государственного языка — очень правильная мера. Потому что все шаги по переводу делопроизводства на государственный язык так и не дали желаемых результатов. Если говорить конкретно, в стране была принята единая программа по поэтапному переводу делопроизводства на казахский язык. Согласно этой программе, в 2010 году вся страна должна была перейти на казахское делопроизводство. Если заметили в словосочетании «должна была…» кроется глубокое разочарование и досада. С тех пор прошло 4 года, однако ничего не изменилось к лучшему, наоборот, стало еще хуже. В государственных учреждениях 60-70 процентов документов, раннее разрабатываемых на казахском языке, стали вновь готовиться на официальном языке. Например, Актюбинская область, где 80 процентов населения составляют казахи, должна была еще в 2006 году перейти на казахский язык. Однако нигилисты во власти до сих пор тормозят это дело. Члены правительства, акимы не смогли реализовать стратегическую задачу, которую перед ними поставил Елбасы.
– По-моему, наша власть пока не может предъявлять такие требования. Наверное, это останется, как инициатива, рекомендация. На мой взгляд, более половины наших чиновников не готовы к сдаче КАЗТЕСТ-а. Хотя в северных областях уже несколько лет идет процесс проверки уровня знания государственного языка чиновниками. Закон не принуждает их изучать государственный язык, но государственные органы психологически готовят своих служащих говорить на государственном языке. По-моему, нет необходимости пугать народ и вводить это требование в 2015 году. Однако, чтобы чиновники осознали необходимость изучения, знания государственного языка учреждениям необходимо самостоятельно проводить такие тестирования. Это будет способствовать их стремлению изучать государственный язык.
– В Кызылординской области, где 97 процентов населения составляют казахи, документооборот на 100 процентов переведен на государственный язык. Это официальный ответ. Однако это не означает, что власть вообще не применяет русский язык. А требование по сдаче тестов на знание государственного языка не так пугает наших чиновников. Кроме отдельных личностей во власти, думаю, большинство готовы к этому.
P.S. Кто даст гарантию, что эта инициатива будет доведена до конца? Это всего лишь предложение, высказанное отдельными чиновниками. В принятых до настоящего времени государственных программах и в законе «О языках» нет конкретных рычагов и механизмов реализации этих требований. Только есть план, что к 2015 году 95 процентов населения будет говорит на казахском языке. Однако до сих пор не определены пути достижения этой цели.