Известный журналист Гульбигаш Омар на страницах газеты «Туркестан» беседует с известным общественный деятелем, доктором философских наук, профессором Амангельды Айталы, который в бытность депутатом парламента запомнился тем, что с трибуны мажилиса озвучивал острые проблемы, смелые предложения, прямо высказывался о нынешней политической ситуации в стране. Недавно ученому, который сегодня трудится в Актюбинском государственном университете, исполнилось 75 лет. Материал переведен с казахского языка, дается в сокращении.
– В свое время Вы были одним из тех немногих депутатов, кто не боялся критиковать с трибуны парламента, говорить правду. Теперь, по прошествии определенного времени, что Вы можете сказать о работе нынешнего состава законодательного органа?
– В то время, когда я был депутатом, депутаты мажилиса были активными, они критиковали не только акимов, министров, правительство, но делали критические замечания даже в адрес президента. Не могу сказать, что нынешние депутаты не такие. На проблему нужно взглянуть с другой стороны. И раньше, и сейчас были независимые личности, которые не боялись критиковать, говорить правду, но есть и те, кто, отмолчавшись, нажимает на кнопку, и живет своими заботами, кто личное благополучие ставит выше предназначения народного избранника. С точки зрения простого обывателя, это можно понять, но с гражданской точки зрения, их трудно назвать народными избранниками. Большинство депутатов пришли из административной системы, то есть, они уже знают, как «правильно» себя вести, и когда завершатся депутатские полномочия, они спокойно вернутся в привычную среду. Поэтому они сидят тихо и занимаются своими делами. А если кто-нибудь из них в горячке высказывается по острым проблемам, то аким области, откуда был избран депутат, получает сигнал о «неправильном поведении» народного избранника, он знает, как приструнить «смельчака» – список депутатов составляется при непосредственном участии главы региона. А если депутат, пришедший из бизнеса, начинает «показывать характер» им сразу начинает интересоваться налоговая служба, такое уже было. Наша пропорциональная система ослабила политическую конкуренцию. Чтобы называться многопартийным, в парламент пропустили 7 коммунистов и 8 предпринимателей. И мажилис, и сенат стали последним пристанищем бывших акимов и министров. Поэтому я думаю, что не депутаты стали беззубыми, а снизилась активность эволюции нашей внутренней политической системы. Сегодня мы пришли к прошлой, советской психологии, когда все старались придерживаться принципа «моя хата с краю». Советская психология нам привычна, приспособимся без труда. Сейчас почти не осталось казахов, придерживающихся принципа «можно голову отрезать, но заставить молчать нельзя». Там, где нет политической конкуренции, и народ бывает пассивным, равнодушным и безразличным.
– Итак, резюмируя сказанное, что Вы думаете о нынешней политической системе, политическом положении?
– На мой взгляд, самая острая проблема – отсутствие политической конкуренции. У нас много партий, но нет многопартийной системы. До выборов известно, какая партия сколько голосов наберет. Политическая монополия для власти лишь выигрыш количественный, но это проигрыш моральный. С точки зрения закона, все партии равны, и нельзя обижаться на закон. А во время выборов в повседневной жизни пропагандируется только одна партия. Отсутствие конкуренции приводит к тому, что внутри партии начинается кризис, хищения, проявления коррупции разрушают ее изнутри. Поскольку аким руководит конкретной партией, она и становится победителем на выборах. Зачастую депутатами областных маслихатов становятся лица, угодные акиму. Поэтому сегодня безликий мажилис, беззубый сенат начинает раздражать народ. Политические партии зародились в Европе 150-160 лет назад. Конкуренция групп политической элиты определяет направление развития государства. А притеснение оппозиции приводит к ограничению открытого обмена мнениями.
– Недавно парламент ратифицировал соглашение о Евразийском экономическом союзе. Некоторые считают это началом потери суверенитета Казахстаном. В действительности этот союз представляет угрозу нашей независимости?
– К сожалению, и наша, и российская экономика не заинтересованы в научной инновации, обновлении, наша экономика имитационная или повторяющаяся, подражающая экономика. Особенно это заметно в автомобилестроении. Из-за отсутствия реальной конкуренции наш бизнес не нуждается в новых технологиях. Психология советской эпохи до сих пор не отпускает нас. Сегодня никого не интересуют простейшие танки России, ракеты, подобные «Протону». И мы стали покупать технику из других стран. Стремление Украины интегрироваться с Евросоюзом, ее попытка дистанцироваться от России свидетельствуют, что за этим стоит патриотическая позиция.
Сегодня часто задается вопрос: насколько выгоден союз с экономически ослабевающей и технологически отстающей Россией? И тут же возникает другой закономерный вопрос: почему закон о Евразийском экономическом союзе, который парламент намеревался рассмотреть 10 декабря, принят досрочно?
И российские ученые говорят, что Евразийский экономический союз невыгоден и для России. Они заявляют, что Россия, уделяя больше внимания сотрудничеству с Китаем, другими восточными странами, Латинской Америкой, Евразаийскому экономическому союзу, обостряет отношения с Западом, что не выгодно для России и принесет ей только убытки. Известный российский ученый Иноземцев заявляет, что идея евразийства выгодна для всех, кроме России. По утверждению российских ученых, в Евразийском союзе Казахстан заинтересован больше, чем Россия. В действительности, обе стороны заинтересованы в данном союзе, и России выгодно экспортировать свои товары в Китай и другие страны через Казахстан.
В своем интервью Назарбаев, размышляя о будущем нации, произнес: «Давайте посмотрим на карту — Казахстан расположен в центре континента. У нас нет выхода на море». Продолжая свою мысль, Елбасы сказал: «Что тогда будет для нас морем? Наше «море» – территория России». Резюмируя свои размышления, Назарбаев заключил: «Таковы наши возможности, другого выхода нет. Значит, экономический союз».
— Однако Вы говорите, что народ проявляет беспокойство в связи с Евразийским союзом.
— Да, это правда, есть тревога. Однако ее причины не в экономике, а в психологии. Во-первых, налицо процесс психологической защиты. При слове «союз» мы сразу вспоминаем Советский Союз и то, что нам пришлось пережить в те времена. Однако экономических отношений нам не избежать. Во-вторых, когда говорим «союз», россияне тоже вспоминают о Советском Союзе, о времени, когда чувствовали себя властителями шестой части суши, распевая «широка страна моя родная», правили во всех союзных республиках. До заключения Евразийского союза российские политики поднимали проблему об общей валюте, общем парламенте, общем политическом пространстве. В свою очередь эти разговоры заставляли нас задуматься. Однако Нурсултан Назарбаев однозначно сказал: «Не политический, но экономический союз». Только то, что Елбасы в области экономики и инновациях не ограничивался только Евразийским союзом, а углублял взаимоотношения с другими развитыми странами, вселяет в нас уверенность в завтрашнем дне.
– Если национализм — это борьба за интересы своей нации, не унижая достоинства других, то что значит денационализация? Что сегодня преобладает в нашем обществе — национализм или денационализация?
– В советское время национализм рассматривали как негативное, даже вредное явление, и сегодня есть те, кто так думает, особенно, их много в русскоязычной среде. В свое время Ленин сравнил национализм многочисленных (он говорил в основном о русском народе) и малочисленных (казахов, грузин и др.) народов, национальные идеи нации колонизаторов и колониальных наций, и пришел к выводу, что национализм таких малочисленных народов, как казахи, грузины, демократичен, он направлен на борьбу за равенство, независимость. Ленин как русский патриот, критикуя русских, говорил, что для будущего России необходима гибкость и дипломатия. Предупреждал, только мягкая политика позволит сохранить Советский Союз. В 1922 году, когда В.Ленин лечил больной зуб в Кремлевской больнице, в его адрес поступило несколько телеграмм о произволе русских по отношению к грузинам, евреям, украинцам. Тогда он из больницы направил в политбюро телеграмму следующего содержания: «Как только удалю больной зуб, всеми оставшимися зубами буду грызть великорусский национализм». Вождь мировой революции оберегал русских, предупреждал их, что великорусский шовинизм не доведет до добра. Однако позже Сталин забыл о его заветах.
В западном учении национализм понятие нейтральное, только в конкретных случаях дает негативную или позитивную оценку. В советское время в национализме обвиняли отдельные личности, представителей интеллигенции и даже целый казахский народ. Истинный национализм – это национальный патриотизм, защита достоинства нации без унижая при этом достоинства других. Чувствовать себя наравне с другими, не позволять унижать себя. Думаю, казахский национализм именно такой. Критика нации, чей национализм обострился, — тоже национализм. Сегодня оберегать нацию от излишней расточительности, подражания — тоже национализм. А природа денационализации бывает разной. Казахская денационализация имеет свои причины. В 60-е годы ХХ века казахи на своей земле стали национальным меньшинством, 70 процентов населения составляли русские и другие национальности. Казахи приспособились к той среде и подверглись денационализации, то есть оказались на грани потери родного языка, национальной культуры. И до сих пор не можем избавиться от последствий этой болезни. И беда, и счастье казахов в том, что они русский язык знают лучше родного языка. Хотя казахский называют родным, мало кто стремится овладеть им, говорить на чистом казахском языке. Даже наши поэты, писатели, творящие на казахском языке, в разговоре смешивают русские слова. И несмотря на это, болеют за родной язык.
Сегодня судьба родного языка в руках самих казахов. Закону, который является дополнительным рычагом, пока власть не уделяет достаточного внимания. И все же национальный патриотизм постепенно начинает вытеснять денационализацию, это подтверждает количество молодежи, которая обучается на родном языке. А количество постепенно превращается в качество. Давайте смотреть в будущее с надеждой.