Досрочное обращение президента Назарбаева к народу и провозглашение новой экономической политики в целом позитивно оценено самыми разными экспертами — это и необходимость, и реальная перспектива роста.
Тулеген Аскаров, экономический обозреватель:
— В подписанном президентом на днях законе о поправках в республиканский бюджет на 2014-2016 годы ежегодный гарантированный трансферт из Нацфонда в бюджет определен в 1 трлн 480 млрд тенге (примерно $8,2 млрд), а в этом году еще поступят целевые трансферты из Нацфонда на 325 млрд тенге ($1,8 млрд). Плюс еще был выделен в этом году 1 трлн тенге ($5,4 млрд). Таким образом, в этом году из Нацфонда в экономику поступило порядка $15,4 млрд. Так что по текущему году если прибавится $3 млрд, то прибавка составит около 20%. В следующем году, если исходить только из объема гарантированного трансферта, порядка 37%. То есть погоду эти $3 млрд не делают, но сама идея прибавки из Нацфонда хорошая.
Айдархан Кусаинов, казахстанский экономист, директор консалтингового агентства Almagest
— Я очень рад подобным решениям. Полностью согласен с тем, что решили открыть Национальный фонд. Настал момент, когда его нужно использовать. Это очень хорошо, и очень важно, нужно развивать внутренние инфраструктурные проекты. На мой взгляд, еще необходимо обсудить, что является основной целью «Нурлы жол»: что важнее — связать Астану со всеми городами Казахстана или проложить дороги с большим учетом экономических потребностей, создать транзитные коридоры. Например, у нас есть коридор на юге, нужно сделать коридоры на севере и в центре. Такие инвестиции в развитие внутренней инфраструктуры я поддерживаю. В целом это правильно, а детали можно обсудить. Это важнее, чем развивать какие-нибудь мегапроекты, которые будут держаться на импортном оборудовании. Инфраструктура будет развивать внутреннее производство.
Петр Своик, независимый наблюдатель:
Все это ожидалось. Я уже проводил параллели с 1998 годом, когда тенге не заметил августовского дефолта рубля, и курс держался. Были уверения, что у нас все в порядке, в отличие от России. Потом, в ноябре, президент неожиданно выступил с досрочным посланием к народу. Депутаты взбунтовались и потребовали срочных перевыборов. Поправки в Конституцию целым пакетом были внесены, по-моему, за 19 минут. После этого состоялись досрочные выборы, премьер Балгимбаев провел девальвацию.
Тенге всегда регулярно повторял все курсовые изменения рубля. Всегда. За исключением сентября этого года, когда тенге оторвался от быстро падающего рубля и держится тверд до сих пор. Правительство и Нацбанк заявляют, что на 3-5 лет все контролируется, курс просчитывается, девальвации не будет. И вот досрочное послание и мне очевидно, что будут досрочные выборы. Пока не очень понятно: президентские или парламентские, но зато понятно, что в любом случае это решение будет проведено. Возможно, будут и конституционные изменения. Не хотелось бы каркать, что тенге побежит следом за рублем, но ситуация достаточно напряженная.
При этом повышенные «заимствования» из Нацфонда уже стали фактом. Повышение стандартного транша Нацфонда, но и дополнительные целевые вливания в экономику — это все состоялось. Единственной новостью в этой новой экономической политике является массированное выделение этих средств — до этого оно было дозированное. Есть все основания полагать, что на поддержку курса тенге неафишируемо все равно уже тратятся резервы Нацбанка и запасы Нацфонда. В итоге это приведет к появлению уже не внешней заемной, а внутринациональной, сначала российской, а потом уже казахской системы инвестирования и кредитования собственной экономики.
Николай Халабузарь, Катерина Клеменкова, Серикжан Маулетбай