Зимний туристический сезон в Казахстане под угрозой срыва: даже 70% скидки на зарубежные туры не могут оживить спрос.
– Спрос упал – это правда, – говорит директор ТОО «Казтур» Салтанат Омарова. – Кто-то уже приводил статистику, что в этом году ожидается спад порядка 20%, но по моим личным ощущениям, он намного больше.
По словам участников рынка, четкой картины на зимние месяцы пока нет (надежда, как известно, умирает последней), но в том, что туриндустрию ждут трудные времена, согласны все. И основных причин этому две.
В ожидании еще одной девальвации казахстанцы отказываются от путешествий в жаркие страны. С началом зимнего сезона туроператоры отметили снижение темпов продажи зарубежных туров, это при том, что цены на популярные направления упали до 70%.
– Сейчас многие в ожидании новой волны девальвации и туристические поездки, как товар не первой необходимости, попали «под сокращение», – говорит исполнительный директор туроператора Travel system по Казахстану Асем Козбагарова. – Многие туроператоры значительно сократили свои программы.
Как считает Асем Козбагарова, прошедший летний туристический сезон также нельзя назвать успешным.
– Люди сокращают затраты на отдых, выбирая бюджетные направления и более дешевые отели. Этим летом хорошо работало только одно направление – Турция, так как многие ориентировались на экономичный отдых с системой «все включено», – констатирует эксперт. – Турция не ощутила спада туристов, а все остальные направления этим летом сильно пострадали.
Солидарен с коллегой относительно того, что для туристического рынка февральская девальвация и экономический кризис аукнулись значительным сокращением доходов и замгендиректора туроператора Pegas Touristik, Эмин Узун.
– Экономический кризис, как и в других сферах, ударил по турбизнесу в большинстве стран мира, включая Казахстан. Сейчас все в ожидании новой девальвации. Кроме того доверие к туриндустрии заметно подорвала череда разорений турфирм в России и Казахстане, – считают в Pegas Touristik
Еще одна причина снижения цен – усиление конкуренции. На казахстанском рынке появился новый несговорчивый игрок – российский Pegas Touristic.
– Основная масса туроператоров сейчас демпенгует и продает туры с минусом больше, чем в 50%. Вы можете даже сейчас увидеть, что есть туры в Тайланд от 300-400 долларов на человека, включая перелет, страховку, трансфер и даже экскурсии, что в принципе невозможно, – говорит Асем Козбагарова.
– Туры не продаются по нормальным ценам, – уверяет директор туркомпании Kompas Анна Загоруйко. – Раньше по минимальному тарифу, как «горящие», продавались всего 10% туров, а остальные 90% продавались по нормальным, экономически обоснованным ценам. А сейчас все 100% продаются по заниженной стоимости. То, что емкость рынка сильно нарушена, связано с выходом на рынок Казахстана нового туроператора. То есть, если раньше мы могли договариваться между собой по ценовой политике, то сейчас нет.
– Народ идет туда, где дешевле. Pegas Touristic устанавливает на туры относительно низкую цену с целью привлечь большее число покупателей и завоевать большую долю рынка. Это не очень правильные методы, – считает заместитель директора ТОО Tez Tour Алыбай Алиев. – Сейчас все вынуждены делать скидки, но не до такой степени. Наша компания продает туры с 20% скидкой, делать скидку в 70-80%, закладывая почти бесплатный перелет, мы не можем.
В свою очередь в Pegas Touristic ситуацию с демпингом объяснили так:
– Да, у нас более приемлемые цены и это связано с тем, что нам уже 20 лет и за это время мы успели собрать под свой бренд практически все услуги: мы туроператор, у которого есть своя авиакомпания, свои собственные принимающие офисы, свой автопарк, цепочка отелей в семи самых популярных направлениях. Все услуги мы предоставляем сами и можем регулировать цены, – объяснил Эмин Узун. – Мы зашли на казахстанский рынок не для того, чтобы за 1-2 дня заработать большие деньги. У нас нет такой цели. У нас долгосрочные планы и наша цель сделать отдых доступным . Пока в Казахстане на отдых могут ездить только руководители, имеющие заработок выше среднего, но право на отдых имеют все. Поэтому мы будем стараться открывать новые направления, развивать выездной и въездной туризм, и также стараться сделать отдых доступным.