Казахстанские банки опасаются конкуренции со стороны операторов мобильной связи в сегменте процессинга платежей, которые могут получить возможность самостоятельно проводить оплату и кредитовать своих абонентов без использования банковских услуг, сообщили опрошенные LS банкиры.
Начальник отдела стратегии ДБ АО «Сбербанк» Александр Саенко утверждает, что такая конкуренция со стороны мобильных операторов реальна в связи с тем, что они являются высокотехнологичными компаниями и имеют в числе своих абонентов всех розничных клиентов. По его мнению, выход мобильных операторов на рынок финансовых услуг — это всего лишь дело времени.
При этом А.Саенко приводит опыт британской компании Vodafone в Кении и Танзании, где в 2007 году был запущен сервис M-Pesa, который позволял абонентам высылать денежные переводы друг другу путем sms. В дальнейшем указанная система стала предлагать также депозитные и кредитные продукты.
По данным начальника отдела стратегии ДБ АО «Сбербанк» Александра Саенко, законопроект «О платежах и платежных системах» (разработан в июле 2014 года), который придет на смену закону РК от 29 июня 1998 года № 237-I «О платежах и переводах денег», даст возможность мобильным операторам предоставлять ограниченные услуги по платежам во взаимодействии с банками.
В свою очередь, в пресс-службе Казкоммерцбанка ответили LS, что позитивно относятся к появлению новых игроков в сфере популяризации альтернативных традиционным деньгам методов платежей. «Конкуренции не боимся. Мировой опыт подсказывает, что клиенты с «деньгами» исконно шли, идут и будут идти в первую очередь в банк», — отметили в финорганизации.
Председатель правления АО «Альянс банк» Тимур Исатаев считает, что операторы вполне могли бы кредитовать население на мелкие нужды и проводить переводы денежных средств.
«Операторы закрыты только в сегменте связи, но при этом они имеют возможность двигать суммы со счета на счет и уникальные данные о каждом владельце. У них нет капитала и лицензии, но при небольших изменениях в законодательстве они могут составить серьезную конкуренцию. Если они решатся на большее, это потребует коренного изменения в работе мобильных операторов», — отмечает топ-менеджер.
В первую очередь, по его мнению, изменений потребуется в решении вопроса дополнительной капитализации. Кроме того, мобильным операторам нужно будет просчитывать кредитные риски и строить финансовые модели.
«Однако ситуация в этом сегменте меняется катастрофически быстро. Стоит им нанять банковских работников, картина поменяется. Я знаю, что Kcell и Beeline имеют почти 5 млн клиентов каждый. Ни у одного банка такого количества клиентов почти нет», — заключил Т.Исатаев.
Исполнительный директор по розничным продажам АО «АТФ банк» Рустам Мавланов также не исключает возможность появления за счет мобильных операторов дополнительных видов платежей.
«В настоящее время мобильные операторы, в связи с высокой конкуренцией и появлением альтернативных сервисов обмена информацией (сервисы Whatsapp, Viber и другие — ред. LS), имеют меньшую доходность по своим услугам при тех же затратах. Соответственно, происходит поиск альтернативных ниш для бизнеса, одна из которых – это предоставление услуг по платежам и переводам», — поясняет Р.Мавланов.
Наиболее вероятным сценарием развития Р.Мавланов видит в альянсе банков и операторов связи в сфере платежей. При этом замечая, что предоставление ограниченных услуг по переводным операциям накладывает на мобильных операторов законодательные требования в части защиты персональных данных и противодействия отмыванию денег.
«Банки потратили достаточно много времени на отработку и выстраивание процессов в части оценки рисков, комплайенс-контроля (контроль за рисками возникновения убытков вследствие несоблюдения банком требований законодательства — ред. LS). Соответственно, такой же путь предстоит пройти и операторам связи. Это потребует серьезных инвестиций. Поэтому наиболее вероятна ситуация, когда операторы мобильной связи и банки будут создавать определенные альянсы, используя сильные стороны своего бизнеса», — сообщает он.
Между тем, директор по развитию массового рынка АО «Кcell» Хикматулла Насритдинходжаев заявил LS, что компания готова осуществлять процессинг платежей в пользу различных бенефициаров — от государства до представителей малого и среднего бизнеса.
«Есть международный опыт, подтверждающий такую возможность, и опыт этот достаточно успешен во многих странах. Однако для этого необходимо доработать законодательную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшие развитие этих услуг. И Kcell активно взаимодействует в этом вопросе с регулятором данного рынка», — сообщает Х.Насритдинходжаев.
Отметим, что по данным пресс-службы ККБ, в стране продано около 3,5 тыс. мобильных POS-терминалов Minipos, прирост объема платежей которых за последний месяц составил 250%. «В 2015 году ожидается достижения 5-10% доли дохода по оборотам в эквайринговой сети», — заявили в банке.
В настоящее время, Казкоммерцбанк и Kcell сотрудничают по таким продуктам, как «Онлайн оплата», «Автооплата» и прием платежей за мобильные услуги.
Народный банк Казахстана и Beeline используют совместный продукт PayMe, который позволил казахстанцам расплачиваться платежными картами посредством мобильных POS-терминалов.
Остальные участники финансового рынка также разрабатывают подобные продукты. В частности, «дочка» Сбербанка РФ намерена запустить продажу мобильных POS-терминалов в ближайшее время.
АТФБанк проводит финальное тестирование программного обеспечения, позволяющего запустить в эксплуатацию мобильные POS-терминалы. Планируется, что уже до конца 2014 года АТФБанк объявит о старте продаж.
По информации комитета по статистике министерства национальной экономики РК, количество абонентов сотовой связи в Казахстане в 2014 году достигло 14 млн человек.