Американская энергетическая компания AES через аффилированную посредническую компанию ТОО «Нурэнергосервис» выстроила такую схему поставки, в результате которой население Восточно-Казахстанской области платило за энергию почти на треть дороже положенного, пишет газета «Время».
Споры между государством и концессионером привели в арбитражный суд международного центра по урегулированию инвестиционных споров. «The AES Corporation» предъявила Казахстану ряд исковых требований, потребовав от арбитража признать республику нарушившей свои обязательства: якобы, в Казахстане изменили антимонопольное законодательство и закон об электроэнергетике, а госорганы и суды «неправильно» применяли изменения. Но 1 ноября 2013 года арбитражный суд вынес решение в пользу Республики Казахстан.
В материале газеты «Время» поясняется, что за годы «хозяйствования» AES довела износ сетей и подстанций Восточно-Казахстанской области до критического уровня. «В то же самое время компания AES использовала по меньшей мере странные финансовые схемы, не выполняя при этом инвестиционные обязательства», — отмечается в публикации.
При этом, автор приводит массу примеров, как энергосберегающая организация, «извлекала деньги из потребителей».
«С помощью схем взаимокредитования и цепочки посредников компании AES из года в год удавалось показывать реально прибыльные предприятия электроэнергетики убыточными. При заключении договоров на поставку электроэнергии с аффилированными предприятиями, в течение длительного периода она поставлялась в долг. Эти долги затем никем не взыскивались, на них не начислялись штрафы и пеня, они использовались для занижения налогооблагаемой базы и прибыли», ― пишет автор.
При этом с населения региона, утверждает журналист, долги взыскивались по полной программе. «Будучи собственником ряда мощных ТЭЦ и ГЭС, компания AES реализовывала населению дешевые по себестоимости киловатты через цепочку аффилированных фирм-посредников, делая стоимость энергии для потребителей гораздо дороже. ТОО «Шыгысэнерготрейд» вводил тариф первого числа каждого месяца, а показания счетчиков снимало за две-три недели до этого. Пока рядовые восточноказахстанские потребители изыскивали средства, чтобы оплатить «накрученные» счета, компания AES регулярно отключала в их домах электроэнергию — не забывая повышать стоимость тарифа, постоянно требуя от органов власти удовлетворения заявок на его увеличение», ― констатирует автор статьи.
Так, в Усть-Каменогорске без электричества оказалась больница скорой медпомощи, в Семее — детская больница и роддом. Из-за финансовых споров энергокомпания AES обесточивала семейский «Водоканал», оставляя без воды социально-значимые объёкты.
По данным экспертов, компания AES через аффилированную посредническую компанию ТОО «Нурэнергосервис» выстроила такую схему поставки, в результате которой население Восточно-Казахстанской области платило за энергию почти на треть дороже положенного.
«Документально подтверждено, что все инвестиции AES осуществлялись только за счет дохода от реализации энергии, то есть — за счет потребителей. В результате дефицит электроэнергии в таком важном промышленном регионе, как Восточный Казахстан, достигал 1,2 млрд квт/час. На Усть-Каменогорской ГЭС себестоимость производимой электроэнергии равняется примерно 1 центу, а тариф был почти втрое больше. При доходе порядка трёх миллиардов тенге инвестиции составили меньше миллиарда», ― поясняется в материале.
При этом только официально выплаченные головным компаниям AES дивиденды в 2010-2013 годах составили порядка 25 млрд тенге — без учета «мелких» доходов руководства казахстанских предприятий AES, полученных от деятельности непонятных «консалтинговых фирм».
К примеру, только одной из них за «управление холдинг-компаниями» в 2002-2013 годах перечислено свыше 2,5 млрд тенге. Значительная часть денежных средств самих гидроэлектростанций Восточного Казахстана и других энергетических предприятий AES шла на оплату зарубежных поездок иностранцев, привлеченных для работы, чартерных рейсов, услуг международной связи, элитного ремонта и содержания квартир отдельных руководящих работников, а также на выходные пособия для уволенных менеджеров.