Каковы перспективы казахстанской нефтегазовой отрасли и что делать, если старт добычи нефти на Кашагане вновь сорвется, решали на проходивших в Казахстане экономических форумах.
Крупный нефтяной проект Кашаган, который с 2005 года служил козырной картой властей Казахстана в борьбе за инвестиции и должен был вывести большую каспийскую нефть на мировые рынки, застопорился, пишет немецкая газета Deutsche Welle. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению участников проходившей с 30 сентября по 2 октября в Алматы международной выставки «Нефть и газ — KIOGE 2014», могут стать либо старые и проверенные временем нефтегазовые разработки, либо новый проект сверхглубокой разведки «Евразия».
Участники прошедшей в рамках выставки KIOGE-2014 одноименной конференции отмечали, что у Астаны и помимо Кашагана есть месторождения природных ресурсов. На Казахстан приходяся 3,3 процента мировых подтвержденных запасов нефти. Нефтегазоносные районы занимают 62 % площади страны, в которой найдены 172 нефтяные месторождения, 80 из них находятся в разработке.
— Действительно на Кашагане произошла очередная задержка. Но предполагается, что добыча нефти там может начаться во второй половине 2016 года. К тому же перспективы развития нашей нефтегазовой отрасли достаточно опитистичные, — заявил замминистра энергетики Казахстана Магзум Мирзагалиев.
Между тем еще в апреле текущего года министр экономики Ерболат Досаев сообщил, что половина объема нефти, который предполагалось заполнить из Кашагана, будет компенсирована за счет увеличения добычи на других месторождениях. По словам чиновника, упор будет сделан на уже действующие нефтегазовые месторождения Тенгиз (извлекаемые запасы нефти оцениваются в 1 млрд тонн) и Карачаганак, с извлекаемыми запасами нефти в 700 млн тонн и газового конденсата — в 1,3 трлн кубометов.
Согласно стратегическим планам развития нефтегазового сектора Казахстана, в настоящее время рассматривается проект по расширению мощностей по добыче на месторождении Тенгиз. Речь идет о строительстве третьего по счету нефтеперерабатывающего завода компании «Тенгизшевройл», так называемого проекта будущего расширения.
С его помощью компания планирует увеличить ежегодный объем добычи с 25 млн тонн нефти до 36 млн. Предварительная стоимость проекта, который будет реализован до 2018 года, составит 20-23 млрд долларов. На Карачаганаке также планируется начало нового проекта, концепция которого и вопросы инвестирования должны быть решены к 2017 году.
В планах развития нефтегазовой отрасли Казахстана значится и еще один проект — по созданию международного нефтяного консорциума «Евразия», который был представлен иностранным инвесторам еще в октябре 2013 года на форуме Kazenergy. Данный проект предусматривает возможность разведки и добычи глубокозалегающих пластов нефти и газа в Прикаспийской впадине.
Примечательно, что одна 70 процентов пластов находится на территории Казахстана, а 30 процентов — России. Проект «Евразия» рассчитан на 5 лет и оценивается примерно в 500 млн долларов. Его осуществление начнется со следующего года. А пока, 30 сентября текущего года, на западе Казахстана в городе Атырау на Форуме межрегионального сотрудничества президенты России и Казахстана дали старт «Евразии» и обсудили масштабные двусторонние проекты по внедрению инноваций в энергетической сфере.
Однако, по мнению экспертов, «Евразия» таит немало рисков.
— Проект, реализация которого намечена на 2015-2020 годы, предполагает проведение обширных геологических и геофизических исследований и бурение скважин на глубину 14-15 км, — пояснил председатель комитета геологии и недропользования министерства индустрии и новых технологий Казахстана Базарбай Нурабаев.
Снижение цены на нефть и проволочки с добычей нефти на Кашагане могут ввергнуть казахстанскую экономику в стагнацию, считают аналитики.
Еще в середине прошлого столетия энергоресурсы находили и извлекали с глубины 1,5-2,5 км. Позже бурение нефтяных скважин достигло 3-5 км. Сегодня, по словам Нурабаева, углеводороды добывают на глубине свыше 6-7 км, но вот добираться до нефтяных месторождений Прикаспийской впадины — задача действительно не из легких.
Бурить глубже 7 км, как признаются сами казахстанские специалисты, для них в новинку. Ситуация осложняется еще и тем, что во впадине большая нефть может концентрироваться в узких конусах, что осложняет задачу ее поиска. Поэтому проект «Евразия» в целом пока воспринимается экспертами как чисто научный эксперимент.
Однако, резюмируют казахстанские политики и специалисты, страна должна не зацикливаться лишь на добыче энергоносителей. По их мнению, и в ближайшей перспективе, и в долгосрочных планах Астане необходимо стремиться к более эффективному использованию своего нефтегазового потенциала.
— В перспективе одним из главных направлений развития Казахстана будет не только сама добыча нефти. Ключевыми вопросами также станут переработка углеводородов, развитие нефтехимической и газохимической промышленности, развитие транспортной инфраструктуры, и, конечно, законодательно-правовой базы, — подчеркнул член коллегии (министр) Евразийской экономической комиссии Даниал Ахметов.