Еркегали Бейсенов из Астаны на сайте kazakia.kz задался вопросом: кто из сенаторов выступил против вступления в Евразийский экономический союз? Информационно-познавательный сайт «Қиян» проявил обеспокоенность тем, почему ученые Поднебесной интересуются историческим комплексом Акыртас, а корреспондент газеты «Туркестан» Гульбигаш Омар вопрошает: когда закончится чехарда с учебниками?
«Уже прошло более десяти лет после введения системы альтернативных учебников, целое поколение отучилось по этой методике, а общие для всего Казахстана учебники до сих пор не разработаны», — пишет Гульбигаш Омар.
«Сегодня ученик при переезде вынужден менять не только школу, но и и учебники. Почему? Оказывается, сегодня коллектив каждой школы самостоятельно выбирает учебники, по которым будет обучать своих питомцев. По некоторым предметам количество альтернативных учебников достигает пяти (!). Получается, что одни ученики изучают предмет по учебникам издательства «Алматыкітап», другие применяют продукцию издательства «Мектеп», и это – выбор педагога. И только Департамент образования Жамбылской области, осознавая важность обучения по общим источникам, заказал единые учебники.
Депутаты Мажилиса на прошлой неделе обрушили шквал вопросов на министра образования и науки Аслана Саринжипова, который пришел в Парламент, чтобы отчитаться по учебникам. На этот раз «правительственный час» был посвящен проблеме обеспечения школьников учебниками и учебно-методическими пособиями.
Депутатов интересовал вопрос, зачем ежегодно переиздавать учебники, которые уже однажды были утверждены? Вопрос здесь касался учебников не истории и географии, а таких фундаментальных наук, как математика, алгебра, геометрия, химия, физика.
Другой вопрос: почему в текстах учебников, которые, казалось бы, прошли соответствующую корректуру, редактуру, чрез год обнаруживают ошибки? Или это один из способов освоения государственных средств, выделяемых на издание учебников? Может издание учебников кто-то превратил в доходное предприятие?
Вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева поочередно поднимала представителей министерства образования и науки, местных акиматов, издательств по вопросам издания и транспортировки учебников и вынуждала их, как школьников, отвечать на поставленные вопросы. «Ну, кто смелый? Кто ответит на этот вопрос?», — задавая эти вопросы, она сама становилась похожей на школьную учительницу. В конце концов, не получив исчерпывающих ответов, раздосадованная Дарига Нурсултановна сравнила их с ясельной группой детского сада.
К сожалению, господин Саринжипов так и не смог дать вразумительного ответа на вопросы. Министр лишь ограничился лишь озвучиванием заранее подготовленного отчета, который изобиловал малопонятными терминами.
Выступившая с дополнительным докладом председатель комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Гульнар Иксанова открыто заявила: «Ученики после окончания учебного года не знают, по каким учебникам будут учиться в следующем учебном году. Список необходимых учебников дают, когда начинается новый учебный год. И родители вынуждены метаться по книжным магазинам».
Дефицит учебников — избитая тема. Огорчает, что это повторяется из года в год.
Сегодня трудно найти конкретного человека, отвечающего за дефицит учебников. В стране сформировалась такая структура: министерство образования и науки готовит методику по подготовке учебников, утверждает список необходимых учебников; издательства выпускают необходимые учебники; определение количества необходимых учебников, их своевременная доставка в учебные заведения – обязанность местных исполнительных органов.
Как бы министр ни старался отвертеться от обеспечения школ учебниками и их доставки до школ, ответственность должна ложиться на Министерство образования и науки. Депутаты Мажилиса Парламента решили на следующую весну снова рассмотреть эту проблему. Дарига Назарбаева поручила Аслану Саринжипову до этого времени извлечь уроки из высказанной критики и урегулировать систему обеспечения учебниками».
Еркегали Бейсенов пишет: «мажилисмены не выступили против Соглашения, согласно которому, с 1 января 2015 года вступает в силу договор о Евразийском экономическом союзе. Для его юридического закрепления на пленарное заседание Мажилиса с проектом Cоглашения о Союзе пришел министр Национальной экономики Ерболат Досаев. «Вступление Казахстана в ЕВразЭС при неблагоприятных условиях снижения темпов роста мировой экономики дает нам возможность для диверсификации экономики, повышения производительности труда и создает платформу для вхождения в тридцатку конкурентоспособных стран мира. Потенциал Евразийского интеграционного комитета весьма высок», – отметил Досаев.
Представители нижней палаты согласились с его доводами и поддержали его. Только депутат Азат Перуашев высказал мысль, что в рамках Соглашения нужно учитывать национальные интересы.
А в верхней палате Парламента один из сенаторов проголосовал против вступления в Евразийский экономический союз. Но кто он — загадка», — пишет автор.
При этом журналист подчеркивает: «первая ступень этой экономической структуры — Таможенный союз — был невыгодным для нас. Не оправдались надежды Казахстана и на то, что этот союз «откроет рынок в 153 миллиона человек». Наш экспорт в страны Таможенного союза уже сегодня снизился на 3,7 процента. А экспорт России и Беларуси в Казахстан, наоборот, вырос на на 12 процентов. Казахстанский юрист Марат Илиясулы предупреждает: «Единожды вступив в Евразийский экономический союз, мы, возможно, не сможем выйти из него»…
Исторический комплекс Акыртас расположен в сорока километрах восточнее Тараза. По подсчетам ученых, он построен VIII-IX веках. Исследования Акыртаса продолжаются уже более столетия, но сегодня наибольший интерес к руинам проявляют китайцы. Почему? Этим вопросом задается журналист сайта «Қиян»:
«Сегодня нет единого мнения о том, кто строил комплекс. Одни утверждают, что комплекс построили арабы — на камнях строения обнаружены узоры, схожие с арабской вязью. Отдельные ученые придерживаются мнения, что его строили известные арабские полководцы Кутайба и Мусилим. Однако строение осталось незавершенным. Причина тому — конфликт Кутайба с арабским халифом Сулейменом, повлекший за собой убийство Кутайбы. Удивляет, что к комплексу из огромных красных камней проявляют интерес китайцы. Ученые Поднебесной считают его мировым культурным наследием и утверждают, что на остальной территории Казахстана и в других странах Средней Азии больше не обнаружены останки такого особенного исторического города», — отмечает автор.
«Недавно Акыртас, названный таинственным историческим комплексом Казахстана, в рамках мероприятия «Визит на новый Шелковый путь», посетила группа китайских журналистов. Они утверждали, что самые древние сведения об Акыртасе оставил посланник китайской религии Даужиау, некий Чю Чужи. В 1222 году он следовал в стан Чингисхана в Самарканде и по дороге написал: «в пути я заметил огромный исторический город, он целиком построен из красного камня, видны даже следы военного укрепления…». Посланник исследовал останки города у подножья горы. Возможно, он был шпионом, который под маской религиозного служителя добывал сведения для своих правителей. А сегодня китайцы вновь прилагают все усилия, чтобы, прикрываясь организацией новых мероприятий, исследовать все уголки Средней Азии», — пишет автор. «Иногда они даже апеллируют сведениями, о которых мы не знаем. Иногда приходит мысль, что вмешиваясь в нашу историю, они, может быть, дают нам знать, что наше прошлое и настоящее зависит от них. В такие моменты начинаешь понимать, что изучение истории нельзя превращать в кампанейщину, а нужно осуществлять его целенаправленно, комплексно и правдиво», — завершает автор.