Не покорить, так удивить публику попытался португальский модельер Филипе Фаиска на Португальской неделе моды, объединив в своей летней коллекции две абсолютно полярные культуры — хиджаб, бикини и миниюбки.
В изобретательности кутюрье трудно отказать. На самом показе, который мастер художественного пошива вполне оправдано назвал «Хаос», публику эпатировали курящие на подиуме модели и обилие натурального меха, так нелюбимого гуманными европейцами. Но на этом дизайнер не остановился и сделал попытку оскандалиться на весь крещеный и некрещеный мир, нарядив своих полураздетых моделей в стилизованные хиджабы.
Впрочем, эффекта, на который, видимо, надеялся Филипе Фаиска, модельер не дождался. Не заметили его стараний в толерантной Европе. Никак не отреагировали на провокацию и представители мусульманского мира. А вот в дурновкусии его обвинили.
Логика западного коллеги оказалась непостижимой и для казахстанских законодателей моды. Подвергнуть остракизму в родной, пусть и многоконфессиональной и многонациональной, отчизне могут и за меньшее.
Дизайнер-модельер национальной одежды Jado:
— Такое делать нельзя. Это некрасиво, во-первых. Для нашей культуры, наших традиций, нашего менталитета неприемлемо. Мне предлагали как-то делать купальники с национальным орнаментом, представьте! Я была в шоке! Да вы что, говорю, совсем с ума сошли?
Впрочем, «буржуйская» мода до нас пока не добралась и, видимо, не скоро доберется. И последователям высокой моды пока нечего делить с поборниками высокой морали.
Так, поистине олимпийское спокойствие не изменяет и нашему духовенству. Реакция муфтията на столь вольную интерпретацию мусульманской одежды предсказуемо выдержана и политкорректна:
«Духовное управление мусульман Казахстана считает угодным ношение женщинами одеяний, скрывающих их непристойные части тела, показывающих их скромность и высокую нравственность».
Также, в ДУМКе отмечают:
«Верующие Казахстана не живут в отрыве от всего общества, у которого есть установленные правила взаимного сосуществования. Конституция и законы Республики Казахстан регулируют различные вопросы общественных отношений. Они дают самые широкие права граждан и, одновременно, определяют обязанности перед государством и обществом. В Исламе вера позволяет не ограничивать верующих во внешних ее атрибутах. Слепое, формальное поклонение наносит вред самой сущности исламской веры».