Вопрос о многоженстве в Казахстане всплывает периодически. По факту оно уже существует. С точки зрения ислама, который становится все более популярным в стране, это норма. Но юридически этот вопрос игнорируется.
Уже высказывались точки зрения о том, что узаконить многоженство — значит, не столько побаловать мужчин, сколько защитить юридически права вторых и третьих жен. С этим согласны некоторые религиозные деятели, согласны и некоторые обычные граждане. Однако юристы убеждены: все эти разговоры просто блажь. Сама процедура узаконения многоженства сложна настолько, что это не только практически невозможно, это еще и потребует переоценки множества других законов и, фактически, всего нашего жизненного уклада.
Принять закон о многоженстве также нереально, как и разрешить однополые браки. Для легализации таких отношений чиновникам придется поменять ряд законов. Среди них Кодекс о браке и супружестве, Гражданский кодекс и Наследственное право.
Помимо этого, принять закон о многоженстве, значит, разрешить и многомужество, объясняет экс-вице министр юстиции Казахстана, юрист Серик Нугманов.
– Это понятие равных прав, с точки зрения пола. Нельзя кого-то ущемлять, а кому-то разрешать. Есть закон — Кодекс о браке и супружестве — он расписывает права, обязанности, ответственность. А какие будут права у второй и третьей жены по отношению к общему имуществу, например? Какие права у наследников от третьей жены по отношению к первой жене? Вот как? Вы не сможете это прописать по определению. И в этом особо никто и не заинтересован. Я считаю так: по факту это сегодня существует и существовало раньше. Но кому это интересно? Кто берет вторую жену? Тот, кто имеет материальную возможность. Менеджер средней компании никогда не позволит себе вторую жену, никогда не поднимет эту тему, потому что ему бы первую прокормить. А те, кто взял вторую жену, им, по сути, закон и не нужен. Их же устраивает все это. И вторую жену устраивает, и первую устраивает — у нее свои интересы. Женщины есть, у которых 2-3 мужчины. Они могут себе это позволить. Просто людям морочат головы этими законами. А на самом деле сегодня много других проблем. Это и органы опеки, и алиментные обязательства, и усыновление. Вот где огромный пласт работы! А это — просто смещение проблем в иную плоскость. А общество на это клюет.
— Но ведь есть прецеденты в мире и люди так живут?
— Многоженство и многомужество я юридически отношу к плоскости геев и лесбиянок. Тоже есть прецеденты, но это как в поговорке «что русскому хорошо – немцу смерть», и наоборот. Вы представляете, сколько законов нужно для этого переписывать и прописывать заново? Однополые пары, по сути, не могут родить ребенка. Значит, надо прописывать их право на усыновление ребенка. Прописывать их права и права ребенка на случай, если они разошлись: кто несет ответственность по содержанию, какое право на наследство, вопросы об опеке. Вот, о чем речь. Как вы это пропишите в кодексе? То же самое и многоженство. Та же проблема. Поэтому я считаю, что тратить время на обсуждение этой темы — это неуважение к себе.
В общем, проще все оставить как есть. Совет вам да любовь!