29-летняя жительница Костаная Асель Тлеоф сейчас обживается на новом месте. Можно сказать, на краю земли, недалеко от экватора. Там, где коренное население — те самые папуасы. О том, как в 21 веке живет государство Папуа — Новая Гвинея, Асель рассказала нам.
Папуа-Новая Гвинея соседствует с Австралией и Индонезией. Про лихорадку Эбола здесь ничего не слышно. До Африки, где ее эпицентр, далеко. Тем не менее, здесь дефицит докторов. В больницах большие очереди, и ждать приходится неделями, а то месяцами, прежде чем попадешь на прием к врачу. Основные болезни — малярия, туберкулез, венерические болезни и ВИЧ/СПИД. На 17 с лишним тысяч человек приходится один врач. В соседней Австралии — один доктор на 302 человека, а расход на медицину составляет 4775 долларов на человека. В Папуа на душу населения тратится всего $49 $. К слову, в Казахстане — $244.
Средняя зарплата у населения в районе 50 — 75 тысяч тенге. В госорганах средний заработок в пересчете на тенге около двухсот тысяч. Самые высокие зарплаты в нефтяных и добывающих компаниях, но там и налоги выше — около 30%, тогда как в госорганах — 10%. Папуа — Новая Гвинея по ценам проживания страна дорогая. Связка бананов здесь стоит 550 тенге, а булка хлеба (680 гр.) в пересчете на нашу валюту стоит 498 тенге! Литр молока – 600, кило яблок – 900, курица — 1845 тенге.
[gallery ids=»43695,43696,43697,43698,43699,43700,43701,43702,43704,43705″]
Страна эта считается опасной. Например, на официальном сайте австралийского правительства написано: «Планируете посетить Папуа — Новую Гвинею? Попробуйте пересмотреть свои планы». На пересмотр у Асель времени не было. Ее муж проработал там полгода, научился лихо водить машину, говорить на местном языке, травить ядовитых тарантул и играть в гольф. После чего объявил: “Жить здесь можно”, и купил билеты.
— Когда я сообщила о планах дома, — рассказывает Асель, — мама сказала, что на ее месте приличная мать уже слегла бы с сердечным приступом. Дедушка принес атлас, и начал искать эту страну. Он так бы и искал до утра, если бы бабушка – знаток географии — не указала на островок поодаль Австралии. Они долго смотрели, вздыхали и ахали. Тетя – охотник за путешествиями, ушла гуглить, и через пять минут прибежала с радостными известиями: «Там так красиво, там же почти курорт!». На том и порешили.
— И вот мы здесь. Дом наш с манговым деревом, беседкой и охранником Джексоном. Его профессия здесь востребована. В стране, где уровень преступности один из самых высоких в мире, охранник у дома как этикетка, на которую никто не обратит внимания, но если ее нет – насторожится. Поэтому наш Джексон всегда на посту. Сидит вдоль дороги у ворот, как и остальные его двадцать коллег, и передвигает стул по траектории от солнца — в тень.
Муж Асель по профессии — эколог. Он работает в консалтинговой компании, которая ведет разные проекты. К примеру, проектирует дороги, а цель эколога — просчитать эффект воздействия проекта на экологию. В Папуа, конечно, есть загрязнения, но незначительные. В стране очень много неосвоенных мест, куда не ступала нога человека.
Рядом с домом казахстанцев сразу две церкви, возле них туда-сюда бегают монашки в голубых фартучках. Церковь здесь популярна, как здоровый образ жизни в Европе. В воскресное утро в церквях собираются от мала до велика, а потом весь день по радио, телевидению слышаться госпелы – воспевания милосердного Господа. Наряду с такой религиозностью уживается воинственность, безработица и преступность. Индекс преступности в Папуа – 91% (для сравнения: в Казахстане – 42%, в России – 53%).
— К иностранцам, особенно, к белому человеку – особое внимание: у него точно есть деньги, — говорит Асель. — Поэтому здесь по улицам ходить нельзя, и если передвигаться, то только на машине. Но даже в этом случае есть риски. Есть такие дороги, где в пробке могут напасть, и под дулом пистолета выгнать из авто. Такое часто бывает, говорит моя местная знакомая, и с ней было. В основном этим промышляют люди с гор…
Одна страна, один цвет кожи – а распри не кончаются. Здесь больше 800 разных языков, культур и кланов, и все они между собой выясняют отношения, одни утверждаются во власти, другие их свергают, третьи исходят от зависти. Однако предрассудки по отношению к людям с горных регионов возникли не на пустом месте – как показывает статистика, больше всего насилия и жестокости именно там. Так, в Восточной провинции в результате межклановых разборок ежегодно погибает до 400 человек. Небольшой спор из-за неподеленной земли, свиньи или женщины – именно в таком порядке — ведет к долголетним кровавым разборкам.
Однако при помощи миссионеров местные научились договариваться: выплачивать пострадавшей стороне компенсации. Например, за потерянного мужчину компенсация составляет около $1930, за убитую женщину — $770 и пару свиней. Это если дело не принципиальное, убитые были рядовыми людьми. Но есть случаи, когда ответом будет только месть. Вы можете предложить очень много денег, но ими не искупить злость и боль в сердце.
[gallery ids=»43706,43707,43709,43710,43711,43712,43713,43714,43715,43716″]
— Женщины здесь сильные. Коллега, 75-летний австралиец, женат на женщине с горных регионов. Она моложе его, что позволяет ей периодически его колотить. В последний раз она выгнала его из дома, забрав кредитную карту, и швырнув в него ножом. Это за то, что пока он работал, снимая на камеру – ее камеру — замеры дорог, на него напали и отобрали камеру. Весь в синяках, он пришел в офис, объявив, что при нынешнем режиме терроризма домой вернуться не может. Оказывается, это у них происходит систематически. Но это единичный случай. Жена как будто мстит несчастному австралийцу за всех остальных побитых женщин Папуа — Новой Гвинеи, побитых своими же мужчинами. Как сказала одна из знакомых: «Я покончила с местными мужчинами. Я ищу теперь белого мужа». Белые мужчины, по ее словам, добрые, моногамные и трезвые.
Мужья же местные — другие. Более 67% женщин подвергаются домашнему насилию, а в горных местностях – до 100%. Сюда входит и детское насилие. Женщина может быть изнасилована на центральном рынке, днем, посреди толпы – и ее не станут защищать. Люди к этому привыкли, а потому не реагируют.
Женщины одного из поселков горных регионов однажды договорились между собой и 10 лет к ряду убивали новорожденных мальчиков. Говорят, они устали от насилия и, избавляясь от мальчиков, избавлялись и от последующих угроз. Исследователи этого феномена отмечают, что насилие носит здесь эндемический характер, присущий только этой местности. Оно будто заложено в обществе и живет по своим внутренним законам.
Другая особенность Папуа — Новой Гвинеи – вера в колдовство. Только в 2013 году в стране был отменен Акт о колдовстве, согласно которому колдуны считались преступниками, и за сожжение, пытку, обезглавливание «колдуна» никого не наказывали.
— Год назад у моего коллеги Кеннета умер брат – умер молодым и здоровым. Вся семья оплакивала потерю и жаждала расправы. Кеннет отправился домой, чтобы найти ведьму. Они собрали жителей поселка и запустили в ход бамбуковую палочку, которая с помощью духов указала им на «ведьму» среди своих. Повязав колдунью, они хотели заколоть ее раскаленным железом. «Мы бы ее закололи, если бы не полиция», — негодовал он тогда.
Люди повсеместно верят в колдовство. В 2012 году по стране прошла секта «охотников на ведьм». Они убивали колдунов и поедали фрагменты их тел. Отличать колдуна от обычного человека им помогали духи.
— Больше всего подозрения в колдовстве падают на вдов, старых людей и женщин, особенно, если они независимы и успешны. Моя коллега Стелла недавно потеряла мать и сестру, но поехать в свой поселок не смогла – ее первой обвинят в колдовстве. «Колдовство – это то, о чем мы слышим с самого детства. Первые слова матери – туда не ходи, там ведьмы. Это не ешь, это от колдуна. Это как какой-то невидимый дух, всегда за твоей спиной, и ты вырастаешь с мыслями о нем», — говорит нам Кеннет.
«При всем развитии общества, всевозрастающей серьезностью по отношению к Богу и Библии мы никак не можем покинуть нашу веру в колдовство», — отмечают местные политики. И когда они отменили Акт о колдовсте, ООНовцы вздохнули. Но когда местные власти провозгласили смертную казнь за убийство колдунов — у ООНовцев снова подскочило давление. Один шаг вперед и два назад.
О каннибализме знают все, но эта тема здесь табу. Практиковать его вроде как перестали, но есть-таки опасения, что там глубоко, куда не дошла цивилизация, это еще живет. Только недавно нашли останки одного канадца, который пропал 30 лет назад. Он ехал на моторной лодке, и вдруг у нее отказал мотор. Недалеко он увидел остров, и решил доплыть до него, попросить помощи местных жителей. Те, конечно, встретили его с объятьями и съели. Банановые листья, рис и канадец.
— Кеннет частенько шутит: «Мой дедушка как-то за завтраком упомянул, что мясо человека по вкусу напоминает свинину. Я вспомнил о вчерашней свинине и подумал — должно быть, неплохо»…
На другие гастрономические пристрастия здесь сильно влияют мигранты из Азии. Китайцы, филиппинцы, японцы владеют множеством ресторанов, продуктовых магазинов, супермаркетов, гостиниц. Но их, как оказалось, здесь не жалуют — они приезжают, богатеют и сваливают. А страна остается, как брошенная использованная женщина.
В 2009 году более 100 человек вышли в поддержку «антиазиатского» марша — они атаковали, громили и сожгли десятки китайских ресторанов и магазинов. Следом на северо-западном побережье страны, в городе Лае, от рук местных жителей пострадало более 100 китайцев. «Кто позволил им приезжать сюда и открывать бизнес, которым должны владеть люди Папуа- Новой Гвинеи? Они нас обворовывают», — заявляли протестующие. Однако курс на экономическое сотрудничество с Азией продолжается.
— Может, поэтому на меня – азиатку, местные всегда смотрят хмурыми взглядами, — рассуждает Асель. — А может, это просто внешнее отличие коренного населения. Условно жителей Папуа — Новой Гвинеи можно поделить на два вида — полненькие, приземистые, с тяжелыми нависающими веками – как маленькие ходячие тумбочки. Или же высокие, худощавые, с длинными пальцами, натянутые, как дерево эвкалипт. Говорят, если женщины Папуа стали казаться красивыми – ты слишком долго здесь живешь. И это — грубое обобщение, цинизм, которым обрастают все экспатрианты, и от которого нужно отмахиваться всеми руками.
В местном питании казахстанцев ничего особого не шокировало. Местные питаются очень просто — зелень, капуста, картошка, сладкая картошка, бананы, яйца, рис. И у них есть сорт крекеров с разными вкусами — со вкусом курицы, со вкусом бекона или говядины. Они калорийны и питательны и продаются на каждом углу — ими многие жители обедают. Традиционные коренные блюда — «буганди» (суп с яйцом), «балли-биф» (жареная говядина с рисом), «кокода» (рыба в кокосовом соусе), «кол-пис-но-рэйс» (рыба с рисом), «хула» (жареное мясо крабов).
Но самое популярное из традиционного — «Муму». Готовится из мяса (свинина, курица) со сладким картофелем, рисом, зеленью, банановыми листьями и запекается в земляной печи (собственно, это и есть “муму”).
Люди также едят здесь всевозможные корнеплоды, кокосовый орех, плодовые культуры, включая ананасы, папайю, манго (используется в зрелом виде как фрукт, а в зеленом — как овощ и ингредиент различных солений), маракуйю и бананы.
—И еще. Это к еде не относится, но все же. Орех катеху — это один из из местных фруктов, плод бетельной пальмы. Они его разрезают на мелкие дольки, смешивают с лимонной кислотой и коралловым порошком, всю эту смесь жуют. Смесь приобретает красный цвет. Эффектлегкого наркотика или сигарет — повышенное сердцебиение, легкое чувство эйфории и радости, чувство теплоты. От пристрастия к этому ореху у многих жителей здесь красные зубы, а по всему городу на земле красные пятна. Сейчас правительство начало с этим бороться и запрещать употребление ореха в общественных местах.
[gallery ids=»43718,43717,43719,43720,43722,43721,43723,43724,43725″]
— Именно знакомство с людьми этой страны – такими противоречивыми, как Кеннет с его гонениями на колдунов с айфоном в руке, как политики с Библией и смертной казнью – дают понять, что у этой страны тысяча лиц и тысяча дорог, — отмечает Асель.
Слово «папуа» на древнем языке означает «неопределенного происхождения». Название дал испанец, оно прижилось, так и оставив этих людей кем-то неопределенного происхождения. С точки зрения фен-шуя, это полный провал. Но с точки зрения человеческой природы – это честно. Здесь можно запросто увидеть в супермаркете босого человека. Асель признается, что именно здесь приходит понимание, что не все должно поддаваться определению, и есть вещи, которым лучше идти своим шагом, медленным и босым.
— Когда стоишь в пробке, а по дороге бредет босоногий старик с посохом, то хочется его защитить от всех – австралийцев, азиатов, от белых мужей, Красного Креста… От наступающего прогресса, всепоглощающей цивилизации и того момента, когда он забудет, откуда пришел. Как это сделали мы…