Санкции против России поначалу казались больше оружием запугивания, нежели реальным инструментом — казалось, что их вот-вот отменят. Однако этого не происходит, противостояние России, с одной стороны, и США и Европейского союза — с другой, продолжается. Американский журнал публиковал статью, где в достаточно жесткой манере читателей предупреждают: «готовьтесь к новым русским выпадам!» Несмотря на неоднозначность публикации, считаем ее важной: во-первых, это в значительной степени отражение официальной точки зрения США на развитие событий, во-вторых, это поможет и нам более адекватно оценить перспективы и риски развития Казахстана в ближайшем будущем.
«ЕС и США вводят все новые санкции в отношении России, чтобы наказать ее за растущее прямое военное участие в событиях на востоке Украине. Кажется, это работает – русская экономика может войти в стадию рецессии и роста инфляции. В долгосрочной перспективе способность России развить свой энергетический сектор и реструктурировать колоссальный долг ставится под большой вопрос.
Санкции могут показать свою эффективность по мере того как в кратко- и среднесрочной перспективе русская экономика начнет страдать, что повлечет нестабильность в Восточной Европе и Центральной Азии. Россия с мощной и умеющей воевать армией, но потрепанной экономикой, будет представлять существенную угрозу своим ближним соседям, особенно, с учетом природных богатств на территории этих государств. Другими словами, в то время как санкции были призваны отбить у России охоту вести себя авантюрно, они вполне могут закончиться обратным.
Задолго до аннексии Крыма и оказания поддержки сепаратистам на востоке Украины, экономика России уже находилась в состоянии борьбы за выживание. Анализ текущего положения России подсказывает нам, что прогнозы официальных органов РФ о двухпроцентном росте ВВП в 2014 г. оптимистичны. Многими сторонами, внутри и за пределами России, отмечено, что экономика федерации находится на грани рецессии. Санкции, и с этим согласны некоторые чиновники в руководстве РФ, доведут реальность до состояния хуже прогнозов. Россия уже расширяет инфляционные коридоры и начинает жонглировать ценами на бытовые товары. В дополнение к тому, что санкции имеют характер личной направленности, о чем говорят поименные списки олигархов и людей из ближайшего окружения В.Путина, они должны оказать существенное давление на финансовый и энергетический секторы России.
С точки зрения финансов, русские банки и компании должны внешним финансовым институтам примерно 600 миллиардов долларов США. Центробанк РФ сообщает, что в 2014 г. оплате подлежат обязательства на сумму 150 миллиардов. Так как западные финансисты уже не могут давать новых кредитов некоторым физическим и юридическим лицам в РФ, включая самые крупные банки, скоро русские компании натолкнутся на крайне острую проблему рефинансирования. Многие из таких компаний погибнут без помощи правительства. Все это сделает средне- и долгосрочные перспективы России еще более туманными.
С точки зрения энергетики, санкции не запрещают импорта ключевых энергоносителей из России, например, сжиженного природного газа, но налагают запрет на экспорт из США и ЕС в Россию важных технологий, которые могли бы помочь России развить ее потенциал в части бурения на сверхбольших глубинах, в арктических условиях и в условиях мелководья. С конца 80-х годов — периода максимально стабильного уровня добычи, Россия только сокращала ее объемы и эта тенденция сохраняется. У России проблемы с поддержанием и обеспечением уровня добычи на работающих месторождениях. Это отвлекает средства на эксплуатацию новых энергоресурсов и мешает оздоровлению энергетики.
Несмотря на слабость и возможное дальнейшее ослабление экономики, растет эффективность и изощренность русской военной машины. Анализ показал чрезвычайную эффективность русских операций в Крыму и на востоке Украины. Русская армия применила тандем кибер-войны и спецопераций, что помогло ей быстро установить контроль в Крыму и в некоторых частях востока Украины. Это не было случайностью. Россия изобрела новые приемы войны еще в 2008-м году, когда подавила Грузию, армия которой натолкнулась на неожиданно эффективное сопротивление со стороны немногочисленного противника.
Эти приемы плюс растущий военный бюджет дали России возможность проводить ограниченные военные операции, обеспечивающие или верность соседей политике Кремля, или конфискацию части территорий несогласных. Особо успешны такие мероприятия в регионах со значительным присутствием этнических русских, т.е. там, где возможны проявления сепаратизма, и спецвойска могут легко раствориться среди местного населения, чтобы оказывать сепаратистам содействие в насаждении нестабильности и установлении своего контроля.
У России есть и возможности, и мотивационные факторы, которые могут создать потребность в дальнейшем использовании таких способов ведения военных действий. Многочисленны русские общины на Балтике, в Беларуси и других, кроме востока, регионах Украины. Более того, такие общины расположены в местах с залеганием природных богатств. Присоединение Крыма дало России контроль за возможными триллионами долларов энергетических ресурсов Черного моря. Дополнительные территориальные приобретения в западном направлении обеспечат Россию промышленными мощностями и ископаемыми ресурсами Донбасса, а также богатыми морскими ресурсами. В центральной Азии Казахстан обладает богатыми ресурсами полезных ископаемых, и в этой республике проживает большое количество русских. Шатающаяся русская экономика может ухватиться и за эту ветку, например, нефте-газо-конденсатное месторождение Карачаганак, располагающееся в непосредственной близости от России, в регионе, где проживает очень большое количество этнического русского населения.
Хотя ситуации, когда мощные в военном отношении, но слабые экономически страны поправляли свои дела за счет войн и аншлюсов, казалось бы, остались в 19-м веке, нам не следовало бы забывать про, например, недавнее прошлое Ирака, который напал на Кувейт в 90-м году 20-го века. Слабый экономически после Ирано-Иракской войны, Ирак надеялся установить контроль над богатым нефтью Кувейтом.
Санкции, которые должны были наказать Россию за деятельность на Украине и прекратить ее дальнейшую агрессию на региональном уровне, могут еще больше подвигнуть ее руководство на дальнейшие действия в духе вооруженного авантюризма. Разговаривая с союзниками в Европе и Азии, США убеждают их присоединиться к санкциям, потому что таким образом, якобы, эти санкции дадут минимум обратного эффекта. Это подтачивает возможности политиков думать о долгосрочных последствиях.
Политикам следовало бы думать о том, как придержать Россию, но не допустить нарушений стабильного существования ее ближайших соседей. Вместо секторальных санкций, подрывающих экономическое развитие, может, следовало бы больше бить по конкретным персоналиям из ближайшего окружения президента России. Это помогло бы избежать большего ущерба экономике страны, но дало бы больше давления на внутренне окружение президента.
В рамках своих усилий США и ЕС могли бы оказывать больше военной помощи Украине и другим странам, подверженным возможным территориальным претензиям, чтобы они могли лучше защищать себя от русской агрессии. Несмотря на то , что в такой политике есть свои риски, она отобьет у России охоту захватывать ресурсы или же сделает такую охоту слишком дорогой».