Муниципальный автопарк Алматы признался: все это время они незаконно штрафовали «зайцев».
Раньше на «безбилетников» налагали штраф в размере 400 тенге, а после увеличили до 1000 тенге. Тогда наша редакция усомнилась в законности таких мер и направила запрос в акимат. Заместитель акима Алматы Юрий Ильин и адвокат Джохар Утебеков ответили, что законах РК не прописана ответственность пассажира за проезд без билета. И только спустя 2 месяца после выхода нашей статьи, руководство «Алматыэлектротранс» гордо заявило, что штрафы за безбилетный проезд незаконны! Уже почти месяц как в автобусах муниципального автопарка контролеры не штрафуют «зайцев», а по громкой связи в салоне не сообщают об ответственности за безбилетный проезд.
— Ответственность за безбилетный проезд необходимо узаконить! Мы, как бы не штрафовали, а просто изымали за нанесенный материальный ущерб нашему предприятию. Но все почему-то называют штрафами, — удивился заместитель директора КГП «Алматыэлектротранс» Абдибек Мухамеджанов.
Не переставая удивляться и удивлять, Абдибек Мухамеджанов сообщил еще одну ошеломляющую новость: руководство направило письмо в городской маслихат с просьбой узаконить штрафы за безбилетный проезд, в очередной раз продемонстрировав, что в «Алматыэлектротрансе» никто не знает законов Республики Казахстан.
В Кодексе об административных правонарушениях (статья 3) четко написано, что маслихаты могут устанавливать административную ответственность только за нарушение правил общего водопользования; содержания и защиты зеленых насаждений; в области ветеринарии; содержания и выгула собак и кошек; правил отлова и уничтожения бродячих собак и кошек и благоустройства города. Интересно, хватит ли фантазии у депутатов подвести к этим правилам штрафы за безбилетный проезд?
Абдибек Мухамеджанов признался еще и в том, что «Алматыэлектротранс» никогда не вели учет денег, поступивших от безбилетников. Но он с уверенностью заявил, что в день около 30% пассажиров не оплачивают за проезд. Если пассажиропоток в месяц в среднем 150 тыс. человек, то получается, что почти 65 тыс. алматинцев и гостей города проезжают на общественном транспорте «зайцами». Согласны, что контролеры могли не всех поймать, но хотя бы половину точно привлекли к ответственности, а это более 32 тыс. пассажиров. Получается, что только на штрафах перевозчик незаконно зарабатывал в месяц 32 млн тенге! Пора правоохранительным органам задуматься над действиями муниципального автопарка?