Поборы на ремонты в школах — обычное дело. Общество свыклось и… И казахстанские коммунисты заявляют свое недовольство министерством образования, которое при таком раскладе говорит о готовности к новому учебному году, к которому опять готовились за счет кошельков родителей.
— Бесконечные поборы в школах на обустройство классов, нескончаемые очереди за учебниками и школьной формой, школы, требующие капитального ремонта, организация питания для школьников и многие другие насущные вопросы сегодня так и не решены во многих регионах республики, — считает секретарь Алматинского горкома КНПК Елнур Бейсенбаев. — Тем не менее, министерство рапортует о том, что проблем нет, и к учебному году все было готово должным образом и в срок.
Главной проблемой среднего образования в Коммунистической народной партии Казахстана называют недофинансирование школ. Именно это, по словам участников пресс-конференции, является главной проблемой.
— У нас не хватает необходимого оборудования для специализированных кабинетов, и нам приходится обманывать в своих отчетах Минобразования и общественность, — сетует директор школы №48 города Алматы Ирина Смирнова. — Мы вынуждены говорить о том, что не можем без помощи родителей проводить ремонт в школе. Мы вынуждены обращаться к ним, хоть нам самим это и не нравится, а общество обвиняет нас в поборах. Возьмем простые цифры. На ремонт каждой школы выделяют по три миллиона шестьсот тысяч тенге. К примеру наша школа небольшая — около 3 тысяч квадратных метров. Денег хватает на то, чтобы отремонтировать туалеты, коридоры, столовую, актовый зал — то есть места общего пользования. На кабинеты средств не остается. На ремонт каждого требуется порядка 30 тысяч тенге. У нас их 25 примерно. Вот и считайте. Где школа возьмет эти средства? А есть школы по 12 тысяч квадратов. Что они могут сделать за выделяемые суммы?
По словам организаторов пресс-конференции, по-прежнему не везде решены вопросы с бесплатным горячим питанием для учеников, и родители, многие из которых итак находятся в жестких рамках небольших семейных бюджетов, вынуждены выискивать на это средства сами. В некоторых регионах не хватает учебников, а кое-где их вовсе нет.
Особую озабоченность вызывают низкие зарплаты учителей.
— Я — молодой преподаватель, учитель истории, — говорит секретарь Алматинского горкома КНПК Елнур Бейсенбаев. — Одна моя преподавательская ставка — 36 тысяч тенге. При этом повышают зарплаты акимам, которые получают по 250-300 тысяч тенге. Но ведь так нельзя относиться к учителям. В конце концов, кто учит тех же самых будущих акимов? Дворник в школе, который убирает огромные территории, получает 20 тысяч тенге. Техничка — 25 тысяч. Психолог детский — 36 тысяч тенге. Если так все и будет продолжаться, скоро в школы вообще никто работать не пойдет.
Далеко «не в шоколаде» и директоры школ. По словам Ирины Смирновой, ее должностной оклад всего 72 тысячи тенге.
— Все чаще можно услышать, что учителя школ и коррупционеры, и воры, и как только нас ни называют, — говорит она. — Хотите, чтобы не было этих сборов? Помогите нам сделать так, чтобы все знали, что финансирование школ недостаточное. Мы не просим скрывать проблемы. Если уж мы равняемся на запад, на их систему образования, давайте и делать как они, то есть вскрывать проблему и решать ее.