Нет, у военного преступника Гитлера не выявили новые творческие способности, а гордость казахского народа, музыканта Курмангазы не имеет никакого отношения к фашизму. Но в Казахстане обе эти фигуры оказались втянуты в подозрительно похожие громкие судебные процессы. Первый — своим появлением на обложке журнала оскорбил очень многих, а второй вызвал негодование студентов, преподавателей консерватории и музыкантов оркестра народных инструментов имени себя, появившись целующимся на постере с другим известным классиком Александром Пушкиным.
Гитлера в Казахстане вспомнили в апреле. Накануне дня Победы казахоязычный журнал «Аңыз Адам» посвятил номер фюреру. На обложке был размещен портрет диктатора, а все 50 страниц посвящены его жизни. Одна из статей называлась «Гитлер — фашист емес» («Гитлер — не фашист»). Выпуск вызывал возмущение ветеранов, а российский МИД даже направил ноту протеста казахстанским коллегам. На главного редактора Жарылкапа Калыбая подали в суд управление внутренней политики Алматы и 13 ветеранов ВОВ. Сначала с редакции взыскали 222 тысячи тенге за отсутствие в выходных данных адреса типографии, позже ветераны отсудили у Калыбая 1,3 млн тенге за моральный ущерб.
Скандальный плакат с целующимися Курмангазы и Пушкиным появился в конце августа. Постер мигом разлетелся по социальным сетям. Потомки композитора потребовали привлечь к ответственности рекламное агентство, но в возбуждении уголовного дела в ДВД отказали. Но все-таки авторы предстали перед судом. За нарушение закона «О рекламе» их оштрафовали на 314 840 тенге, а 25 сентября стало известно, что на рекламное агентство был подан новый иск на сумму 34 млн тенге, который, по утверждению адвокатов, принят на рассмотрение судом с грубыми нарушениями.
Два абсолютно разных судебных процесса оказались очень похожи, объединяет их несколько признаков:
На предварительном слушании «по делу Курмангазы» интересы студентов, преподавателей и музыкантов представлял адвокат Нуртас Ахметов. Тот самый Ахметов, который выступал «на суде Гитлера». Именно он от имени ветеранов обвинял редакцию журнала «Аңыз Адам» в том, что Гитлер на обложке ранил их чувства.
И ветераны, и студенты, и преподаватели, и музыканты требуют со своих обидчиков по 1 миллиону тенге. Почему они так оценили свои моральные страдания, никто из них не объяснил. Хотя и те, и другие утверждали, что деньги не главное, они просто хотят проучить авторов. При этом, например, в судах по ДТП, когда речь заходит о моральных страданиях, казахстанские суды требуют подробно описать, в чем они выражались. Суммы компенсации по таковым, как правило, назначаются очень небольшие.
Выяснилось, что один из истцов по «иску Курмангазы» Нургиса Дауешов, директор оркестра народных инструментов им. Курмангазы, даже не в курсе, что он может стать миллионером. В интервью КТК он сказал: «Нам не нужно, зачем это так? Они (музыканты — прим. авт.) хотят только извинений, и все. Никаких там 30 миллионов, ни копейки там нету». То же самое казахстанцы наблюдали в «антигитлеровском» процессе. Ветераны тоже не были в курсе о суммах иска, об этом говорил и редактор журнала Жарылкап Калыбай.
На предварительное слушание по делу о целующихся Курмангазы и Пушкина истцы не явились. Все заседания по иску ветеранов к «Аныз адам» также прошли без их участия.
Корреспондент 365info попытался узнать у студентки КНК им. Курмангазы Назгуль Алимбаевой, почему она не явилась на процесс? Но диалог получился коротким.
— Что именно вас оскорбило в этом плакате?
— Я думаю, вы сами понимаете, что это оскорбляет не только нас, но и нашу культуру.
— Каким образом?
— Тем, что Курмангазы, на самом деле, был нормальной ориентации. И, конечно же, нас это волнует.
— Сколько денег вы хотите получить за моральный ущерб?
— Как написано в иске.
— А как там написано?
— В сумме 1 млн.
— Как зовут вашего адвоката?
— … (молчание).
— Почему вы подали иск спустя месяц?
— Все вопросы к моему адвокату.
— А кто он?
— Я на паре.
Можно понять тех, кого задела публикация портрета Гитлера на обложке журнала. Можно понять тех, кто возмущен вольным обращением с Пушкиным и Курмангазы. Но вот чего понимать не хочется, так это того, почему Фемида в лице нашего правосудия идет на поводу у мнений, пренебрегая буквой закона. Статья 1 Конституции Казахстана провозглашает страну правовым государством. Закон превыше всего. Но, кажется, не в этих ситуациях.
Очевидно, что за описанными процессами стоит совершенно иная, неправовая мотивация. И это настораживает. История учит, что фашизм начинается именно так.