В Казахстане планируют сократить долю базаров в общем объеме розничной торговли, создав сеть республиканских торговых операторов. Об этом сообщил вице-министр национальной экономики Тимур Жаксылыков, передает Vласть.kz
«На сегодняшний день современные форматы торговли находятся под давлением неравной конкуренции со стороны базаров. Развитие торговых сетей позволит постепенно переориентировать спрос потребителей от рынков к магазинам. Мы естественным образом создадим жесткую конкуренцию рынкам», — заявил Тимур Жаксылыков, выступая на заседании комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию, посвященному проблемам в сфере розничной торговли.
Для выполнения поставленной задачи будет сделано 4 последовательных шага: внедрение системы планирования размещения торговых объектов; ввод новой классификации торговых форматов, соответствующих международным стандартам; усовершенствование законодательной базы страны, которая сейчас препятствует эффективному функционированию и развитию современных торговых форматов; внедрение меры государственной поддержки розничной торговли, в том числе через инвестиционные преференции.
«Для этого мы предполагаем создание в Республике Казахстан к 2018 году не менее 3 отечественных сетевых операторов, с общей численностью не менее 40 точек по всей республике и с общей торговой площадью не менее 90 000 кв. метров в каждой из сетей торговых операторов. В последующем к 2020 году предполагается создание не менее 5 сетевых операторов, с общей численностью не менее 100 торговых точек и с общей торговой площадью не менее 120 000 кв. метров в каждой из сетей торговых операторов», — пояснил вице-министр национальной экономики.
Властями рассматривается возможность осуществить поддержку данного направления через инструмент «Дорожная карта бизнеса — 2020», а также предоставить такие преференции, как освобождение от уплаты импортных пошлин при ввозе торгового оборудования и предоставление натурных грантов.
«В результате мы предполагаем до 2020 года довести долю современных форматов в общем объеме торговых площадей до 50% (на сегодняшний день 30%); увеличить степень консолидированности рынка с 6,5% в 2013 году до 20%», — сказал Тимур Жаксылыков.
Помимо всего прочего, Минэкономики предлагает стимулировать объединения малых торговых форматов, что позволит создать эффективную систему дистрибуции, снизить удельные издержки, сократить посреднические звенья в цепочке поставок и выйти напрямую на производителей. В данном направлении основной упор государственной поддержки предполагается направить на строительство и ремонт производственных и складских помещений, приобретение оборудования, франчайзинговые соглашения в сфере торговли между иностранными брендами и местными предпринимателями, а также малыми торговыми форматами, как инструмент стимулирования развития современных торговых форматов.
«По сути, мы говорим о том, что объединение малых торговых форматов (возможно и туда войдут магазины, которые появятся на месте действующих рынков) приведет к появлению новых торговых сетей»,- подвел итог Тимур Жаксылыков.