4 и 5 сентября в столице Уэльса пройдет очередной саммит НАТО. Уже известно, что основной вопрос повестки дня – события на Украине, и заседание комиссии Украина – НАТО впервые в истории пройдет на высшем уровне. Понятно, что речь пойдет об оказании помощи украинской армии, в связи с чем эксперты гадают, насколько содержательна будет эта помощь: ограничится альянс лишь поставками вооружений, или же решится на ввод войск на территорию Незалежной.
Напомним, что не далее, как в начале августа генеральный секретарь Североатлантического блока Андерс Фог Расмуссен посетил Киев, где получил из рук Петра Порошенко украинский орден Свободы. Поблагодарив президента за награду, генсек дежурно заявил, что НАТО всегда выступала за территориальную целостность Украины, которую будет всячески поддерживать. Однако, если исходить из риторики высказываний украинского руководства, опубликованных в СМИ, поддержка эта пока больше словесная.
Но факт приглашения Петра Порошенко на саммит в Кардифф говорит о многом. В частности, о том, что локомотивы западного военного альянса – США и Великобритания – всерьез озабочены тем, как разворачиваются последние события на Украине. Иными словами, развитие ситуации пошло не по плану, и с этим срочно нужно что-то делать. Об этом могут свидетельствовать заявления британского премьера Дэвида Кэмерона о том, что страны – члены НАТО должны начать тратить не менее 2 процентов от своих ВВП на оборону, и что необходимо увеличить натовский контингент у своих восточных рубежей и чаще проводить военные маневры у границ России.
Свои предположения о том, чего ожидать от предстоящего форума, высказали эксперты.
Главный редактор газеты «Киевский Телеграф» Владимир Скачко: — Судя по итогам недавней встречи в Минске, стороны так ни о чем не договорились. Все говорили о мире, но мира не достигли. Позиции участников встречи остались прежними. Президент России Владимир Путин заявил, что его страна не может рекомендовать Киеву, Донецку и Луганску, как им мириться, ибо это их внутреннее дело, подчеркнув, что Россия не является стороной в конфликте на Украине. Запад в лице ЕС поддерживает точку зрения официального Киева: события на Донбассе – это не внутренний конфликт, а следствие агрессии, а то и прямая агрессия России против Украины.
А бенефициаром всей этой возни являются США, которым это выгодно геополитически. Обвинения в агрессии и в «пособничестве терроризму» позволяют Америке ослаблять Россию санкциями, которые слепо вводит против Москвы выполняющий союзнические обязательства Евросоюз, и ссорить Россию с Европой. Таким образом гражданская война в Украине выполняет две американские задачи. Максимум — зачистить восточные территории и создать там базы НАТО прямо в «пузо» России. Или же освободить эти земли для добычи сланцевого газа, который потом может пойти в Европу, замещая там российский. Минимум — длить войну бесконечно, ссоря Россию и Европу и предлагая себя в качестве антикризисного менеджера, который за преференции с двух сторон готов «урегулировать конфликт», и получить «свое». Несложная, но традиционная и умная тактика Америки там, где она не может прямо ввести войска. Теоретически ввод войск НАТО на территорию Украины возможен в том случае, если, например, Россия «подкинет» ополченцам не «добровольную помощь» и «пожертвования», как сейчас, а прямо и открыто усилит их армию тысячей профессиональных и хорошо обученных «вежливых людей» в качестве командиров, умеющих воевать по-настоящему. И тогда — это прелюдия Третьей мировой войны. Со всеми последствиями. И в первую очередь для Украины.
Камчибек Алымбеков, политолог (Кырызстан):
— Думаю, ввода войск НАТО на территорию Украины ожидать не стоит. По всей видимости, речь пойдет о поставках современных видов вооружений. Но в этом случае однозначно последует ответная реакция России, которая ответит тем же. Поэтому не факт, что все члены организации будут с этим согласны, поскольку конфликт от этого может затянуться на долгие годы. Если войска альянса все же войдут в страну, это не оставит России другого выбора, кроме как официально признать Новороссию и начать оказывать ей соответствующую помощь. Это может означать возможность прямого столкновения российских и натовских войск. Но НАТО на это пойдет вряд ли. Эта организация вводит свои войска лишь туда, где она на 100 процентов уверена в успехе. А в данном случае такой уверенности быть не может.
Но саммит не обещает быть легким, поскольку в самом блоке в последнее время все чаще возникают разногласия. Если так называемые младоевропейцы (страны Балтии, Польша) открыто выступают за ввод войск, то государства старой Европы категорически против этого, поскольку прекрасно понимают, чем это может грозить всему континенту. Кроме того, Германия, Бельгия и Голландия уже не первый год хотят добиться вывода из своих территорий ядерного оружия. Его размещение в своих государствах они называют пережитком холодной войны, хотя на самом деле у них присутствует осознание того, что наличие на их территориях американских ядерных комплексов делает их потенциальными мишенями для российских ракет. Поэтому помощь сторонам конфликта, скорее всего, так и останется неофициальной.
Максим Захаревич, директор Центра ситуативных исследований и экономического анализа:
— С каждым днем становится все более очевидным, что заинтересованной стороной в эскалации конфликта являются США. Если вспомнить историю, то обе мировые войны начинались в то время, когда в американской экономике наблюдался спад. А Вторая мировая война началась после Великой депрессии. Благодаря двум глобальным конфликтам экономика США на порядок опередила все остальные, поскольку военные действия не велись на их территории. Более того, каждый раз Европа попадала в зависимость от Штатов. Что касается нынешней ситуации, то, как мы знаем, США имеют гигантский государственный долг, который они уже физически не в состоянии выплатить. Списать его может только большая война. С другой стороны, в последнее время все четче проявляется тенденция постепенного отказа многих стран от доллара как от резервной валюты, используемой в международных платежах. Это и создание БРИКС со своим банком и стабилизационным фондом, и тот факт, что Китай уже перешел на расчеты в национальных валютах со своими торговыми партнерами, и намерения России и Ирана торговать энергоресурсами в чем угодно, но только не в долларах. Поэтому задача максимум для США состоит в разжигании прямого вооруженного противостояния европейских членов НАТО (кроме Великобритании) с Россией. В этом случае все надолго забудут и про государственный долг Америки, и про отказ от доллара. В то же время американская экономика получит мощный толчок за счет усиления работы своего военно-промышленного комплекса, а Европа еще больше попадет в американскую зависимость. Но ведущие европейские страны изо всех сил противятся этому, так как по опыту двух мировых войн знают, чем это может для них закончиться. Поэтому существует задача минимум – продлить конфликт в нынешнем виде как можно более долгое время, сопроводив его войной санкций, от которой взаимно страдают экономики Европы и России, но не США.
Если же и этот план не сработает (а, судя по последним событиям, дела у украинской армии складываются, мягко говоря, не очень хорошо) продолжится война санкций, цель которой заставить Европу отказаться от российских энергоносителей и тем самым обеспечить технологическое отставание российской нефтегазовой отрасли путем создания искусственных препятствий для реализации ее углеводородов и разработки новых месторождений. Мировой гегемон не желает сдавать свои пошатнувшиеся позиции и делает для этого все возможное.