Брюссель легко узнать по вездесущему мальчику, остров Пасхи — по каменным истуканам, а Петропавловск — по женской красоте. Если вы въехали в незнакомый город и каждая встречная особа слабого пола от 2 до 60 лет кажется прекрасной, вы — в Петропавловске.
По данным ЮНЕСКО ( «Рейтинг женской красоты и гендерной конкурентоспособности — Pretty Woman 2014 год»), в Петропавловске живут самые красивые девушки мира. Малолетние феечки с бантиками, юные принцессы с айфонами наголо и цветущие королевы красоты без экипажей и пажей делают променад по городу в любое время года. Понятно, что прекрасней всех моя супруга Леся, тоже коренная петропавловка. Но как все коренное (например, коренной зуб), ее крайне трудно стронуть с места в Алматы. Все, ни слова больше о личном.
Великий физик Лев Ландау ввел шуточное понятие модуля города — отношение числа красивых женщин к общему числу женщин. В случае Петропавловска данный показатель постоянно стремится к единице. Ну, может там 0,95. Да и это отклонение за счет приезжих. Для сравнения — Париж — 0.13, Прага — 0.11, а Франкфурт-на-Майне и вовсе имеет 0.02 («Süddeutsche zeitung»).
Шутки в сторону — больше такой концентрации красивых девушек (о красоте местных мужчин пусть говорит Боря Моисеев) нигде не найти — это отмечают все, кто хотя бы раз здесь побывал. К сожалению, есть обратная сторона такого восхищения — половина гостей в течение месяца увозит отсюда в жены местных девушек. Как результат — отмечено снижение численности жителей региона. Выражаясь шершавым языком Минсельхоза, вывозят беспошлинно, и даже безкалымно, элитного отечественного производителя будущих граждан. С этим надо что-то делать. Но, увы, границы с РФ из-за пресловутого Таможенного союза, не говоря уже о других областях РК, распахнуты нараспашку как души наивных северян.
Еще издержки чрезмерной красоты — у местного драмтеатра имени Н.Погодина проблемы с подбором актрис на ярко отрицательные роли. Приезжие режиссеры заламывают руки перед некоторыми спектаклями: «Что это за город — одни «лесечки» и Одри Хепберн! Просто невозможно найти актрис с приличной внешностью Бабы-Яги или Кабанихи! Опять придется вызвать актрис из Кургана или Омска… »
Феномен дивной местной красоты людей ученые объясняют тем, что уже свыше 260 лет (со дня основания крепости) здесь роднились русские, казахи, казаки (которые сами микс), татары, позже переселенцы украинцы, поляки, ссыльные и т.д. В результате получилась особая филигранная петропавловская женская красота. Скептик спросит: а почему в таком случае в других местах не получилось такой красоты? В Нью-Йорке мешанина наций еще больше! Отвечаю: здесь особый дух и водопроводная вода.
Кстати, смешанные браки очень распространены, и обычная картина встретить здесь дружную семью из мужа-казаха и русской жены с черноглазыми, но русоволосыми детьми. Как показывает мировая статистика, межнациональные браки прочней обычных. Социологи объясняют — к женитьбе такие люди походят более ответственно.
Петропавловск — город высокодуховный, не зря он назван в честь святых равноапостольных Петра и Павла. В нем много истинно верующих людей, больше всего, православных. Это хорошо понимаешь во время религиозных праздников, особенно, крестного хода. Вера откладывает благородный отпечаток на лица и ментальность горожан, наши питерцы честны, добродушны и искренни. Они, на взгляд предприимчивого южанина, наивны и изрядно «приморожены», как впрочем, все казахстанские северяне. Особенно, живущие в больших промышленных городах.
Приезжих алматинцев поражает, насколько трепетно большинство питерцев соблюдает ПДД. Пешеходы, как лохи, замирают на красный свет, а машины дисциплинированно трогаются только на зеленый — даже ночью и без камер видеонаблюдения. И представьте себе, на «зебре» людей сбивают крайне редко.
Здесь самая длинная пешеходная улица в стране — «Арбат», и если любимые после ссоры напротив ЦУМа решили развестись, то на подходе к областному акимату успевают остыть на местном ветру с Ишима, и помириться.
Еще питерцы любят учиться так же сильно, как астанчане поучать. Самый близкий вариант Омск, но по причине его доступности, он уже не сильно котируется. Нередко учителя в школе выговаривают лодырям: » Иванов, будешь и дальше валять дурака, поедешь учиться в Омский сельхозинститут!» — «Че, сразу в Омск, Марь Иванна! — обижается Иванов. — Я ведь только на пять минут опоздал!». Другое дело — Новосибирск, Томск и Москва. Но в последние годы большинство студентов возвращаются после учебы домой — верят в ГПФИИР и ЭКСПО -2017.
Культурные и научные традиции Северного Казахстана хорошо известны. Отсюда родом классики литературы: поэт Магжан Жумабаев, писатели Сабит Муканов, Габит Мусрепов, Иван Шухов. А также выдающиеся ученые: Евней Букетов — академик, химик, писатель, создатель КарГУ, Мурат Айтхожин — президент АН КазССР, лауреат Ленинской премии, биохимик.
Здесь же жил автор знаменитой сказки «Конек- Горбунок» Ершов и даже Ярослав Гашек (не прадед вратаря Доминика Гашека) — автор «Похождений бравого солдата Швейка» в 1919 году работал в Петропавловске, в политотделе 5-ой армии Восточного фронта.
Новейшие культурные достижения тоже, безусловно, есть, но они не могут быть оценены сразу. Другое дело, архитектурный ансамбль. По части упоминаемости за пояс всех надолго заткнул алматинский ваятель Казбек Сатыбалдин, чем-то приглянувшийся одному из бывших акимов области, известный также как покровитель общественных бань. Но именно ваятель «запарил» горожан больше всех бань вместе взятых.
В отличие от Пушкина, чьи, без сомнения гениальные, строки все же излишне просты и понятны всякому, творения Сатыбалдина — на тонкого любителя. «Сатыбалдинская осень», как назвал бы я этот период в монументальном искусстве города, оставила яркий и до сих пор неизгладимый след в любимых места отдыха и досуга горожан.
Конечно, нельзя требовать от каждого скульптора глубокого знания анатомии человека, как от античного Фидия, но даже монументалист Церетели старается соблюдать пропорции тела. Он, по слухам, ходит как закройщик — с рулеткой на шее. Зато у фигур Церетели ноги как минимум длиннее рук, а указательный палец руки — короче среднего.
Будучи убежденным интернационалистом и авангардистом, Сатыбалдин изваял знаменитостей такими, что без табличек их не узнали бы и родители. Даже их этническую принадлежность определить невозможно приезжему без гида. А по комплекции все они оказались сынами полка — 160 см и 60 кг . В том числе и Маяковский. На нападки местных художников (завистников, ясное дело) ваятель горячился: » Пусть они мне покажут, что соорудили!». Как писали тогда СМИ, большую часть работ огорченный творец забрал с собой, а подрихтованные и перекрашенные оставшиеся фигуры снабдили табличками. Но при взгляде издалека случается путаница.
Идут, к примеру, французские туристы — Виват Мальчишу! Ах, гранд поэту Абаю?! Пардон, пардон, мсье!
Плывут неспешно официальные делегации — Ассаламалейкум акыну Магжану Жумабаеву! Как Чехову?! Антон Павлович, простите великодушно! Да, но внешне — Магжан вылитый…
А пройдут пионеры или жасотановцы … — думаю, им лучше промолчать.
Красавицы, хлеб и гоночный велосипед — вот три визитные карточки Северного Казахстана. Область дает ежегодно около трети всей пшеницы страны, а в 2011 году она выдала на элеваторы около 8 млн тонн! Североказахстанское зерно, как и местные красавицы, славится по всему свету, так что область имеет полное право сказать Генассамблее ООН: не забывайте, чей хлеб едите!
Самые уважаемые и богатые люди региона — зерновики, как их зовут местные. Человек на собственном джипе в селе на 100% зерновик, а в городе — на 98, 4%, остальные — просто удачливые госслужащие.
Но после триумфальной победы Александра Винокурова на Олимпийских играх в Лондоне в 2012 году, велосипед стал культовым предметом, а «наш Саня» — идолом региона да и страны. В его родном селе Бишкуле — пригороде «Петрика», велосипед уже вытесняет все виды транспорта, даже ахалтекинских скакунов. В Бишкуле на рождение малыша дарят вместе с памперсами трехколесный велик, на свадьбе жениху вручают велосипедный руль. Только здесь действуют дорожный знак «Уступи дорогу велосипеду». Ходят слухи, что продвинутые чиновники СКО стали брать откаты борзыми великами. Но по данным департамента финполиции, пока никого с мечеными велосипедами за руку официально не ловили.
Недавно инициативная группа граждан предложила внести изменения в герб города — добавить красавиц и велосипед марки VINO. Ничего не имею против. Еще лучше поставить в парке отдыха памятник в честь его победы в Лондоне — «Вино разрывает пелотон (основную группу гонщиков) в Лондоне». Но только не поручайте это дело Сатыбалдину. Ведь тогда Вино может оказаться на детском самокате с улыбкой хана Батыя после победы на реке Калке. А это уже, как говорят велосипедисты, дурной пелотон.
На примере Петропавловска понимаешь простую истину — важно не только жизнь прожить так, чтобы заслужить себе монумент, но и каким тебя изваяют потомки. Как сказал Цицерон, морщась при виде неудачного прижизненного памятника себе в Фивах — Monumentо more!