Алекс Салмонд, глава правительства Шотландии заявляет, что первым законодательным актом независимой Шотландии будет запрет на размещение и распространение ядерного оружия на ее территории. Сторонники отделения говорят, что на содержание ядерных боеголовок и подлодок, их несущих, Шотландия тратит 250 миллионов фунтов стерлингов в год — сумму, достаточную для строительства 13-20 средних школ или для подготовки 4527 учителей или 3880 медсестер.
Силы ядерного сдерживания Великобритании, основу которых составляет система «Трайдент» с подводными лодками класса «Вангард», базируются в единственном удобном для этого месте на Британских островах — на морской базе Ее Величества «Клайд» в Шотландии. Одна подлодка класса «Вангард» несет 16 боеголовок «Трайдент». Согласно циркуляров ВМС, на боевом дежурстве на выходе из залива Фирт-оф-Клайд должна всегда находиться как минимум одна такая подлодка.
Министерство обороны Великобритании оказалось в затруднительной ситуации. С самого начала разговоров об отделении Шотландии силовики Великобритании не относились к ним серьезно и теперь, когда до решения судьбы Шотландии осталось меньше 10 дней, они вынуждены признать, что готовых и надлежащим образом проработанных кризисных планов, у них нет. Они назвали развитие событий на севере Великобритании «потенциальным односторонним разоружением Британских островов». При этом добавили, что перемещение базы куда-нибудь на территорию Англии будет столь же проблематично, сколь и безумно дорого. «Даже если бы у нас было место и инфраструктура для этого, сама мысль о перемещении стала бы логистическим и финансовым кошмаром». Потеряв базу «Клайд», остатки Объединенного Королевства лишатся ядерного щита, в принципе. Единственным реалистичным альтернативным вариантом, по мнению министерства обороны, является перемещение ядерных сил на базу «Кингс-Бей» в штате Джорджия, США. В этом месте, в рамках партнерства членов НАТО, вооруженные силы Ее Величества уже хранят некоторую часть своих боеголовок.
Британские эксперты в области обороны, например Малкольм Чеймберс из Королевского института объединенных служб, одного из ведущих оборонных мозговых центров Великобритании, а также Франсис Туса из редакции газеты «Оборонная аналитика» говорят, что перенести базу с ее содержимым можно и даже в рамках весьма разумных расходов. Их мнение вполне небезосновательно игнорируют британские компетентные органы, разделяющие одно мнение – речь идет об утере части суверенного престижа всего Королевства, ядерные силы которого находятся под риском утери единственного места, обеспечивающего им доступ к большим водам.
Что касается Вестминстера, он лихорадочно начал прорабатывать варианты предоставления Шотландии независимости при условии сохранения статуса за Базой «Клайд», как части территории Ее Величества.
Подобное практикуется – такие места юридически называются «суверенными территориями баз». Они есть на Кипре и в Гибралтаре. Филипп Хаммонд, глава министерства обороны, выступая перед депутатами британского парламента, сообщил, что если Англия и будущая независимая Шотландия договорятся о присвоении подобного статуса военным объектам, это сэкономит Объединенному Королевству суммы, равнозначные десяткам миллиардов фунтов стерлингов. Его поддерживает Ник Харви, его предшественник в кабинете министра обороны от партии Либеральных демократов: «Если шотландцы будут дожимать…конечно, нам всем станет очень кисло, в очень широком смысле этого слова…Поэтому, думаю, сейчас самым прагматичным и самым явным решением для нас были бы договоренности с ними, как на Кипре».
Вопрос об отделении Шотландии породил другие вопросы. Например, отказавшись от размещения на своей территории сил ядерного сдерживания, Шотландия, тем не менее, намерена оставаться в составе НАТО и пока неясно, сможет ли Британия надавить на шотландцев с этой стороны – то есть выторговать себе свои же базы, пообещав протежировать членство Шотландии в Североатлантическом альянсе. На это теневой министр обороны Джим Мерфи заявляет: «Лучший способ защитить оборонную промышленность Великобритании и наши национальные интересы в целом — убедить Шотландию остаться частью оборонного альянса, что означает одно – остаться частью Объединенного Королевства. Шотландцы превратно понимают ядерную безопасность. Им надо втолковать, что если они хотят, чтобы их безопасность обеспечивало НАТО, им следует соответствовать Стратегической концепции НАТО. Сторонники отделения, по сути, работают на снижение статуса своей страны и ее роли в мире. Королевство делится с Шотландией не только защитой, но и мировым влиянием».
Сторонники независимости Шотландии заявляют, что отделившись, страна станет богаче всего Объединенного Королевства и обгонит 20-ку самых развитых стран мира. А что потеряет Англия? Эксперты издания Financial Times посчитали потери по отраслям экономики: