Очередной дефицит бензина вкупе с ростом цен на него снова обрушились на автовладельцев Южно-Казахстанской области, пишет газета «Мегаполис».
Сценарий хорошо известного спектакля все тот же: народ скупает ходовые марки бензина, собственноручно создавая ажиотаж, АЗС вводят ограничения на свободную продажу, и все это в конечном итоге непременно сказывается на стоимости товаров и услуг. Накал страстей постепенно спадает, цены – нет.
Сентябрь 2014 года ознаменовался еще и заявлениями пассажироперевозчиков о необходимости повысить тариф на проезд в общественном транспорте из-за роста стоимости дизтоплива до 115 тенге. Якобы в убыток себе они больше работать не хотят.
Ограничения в отпуске бензина вынуждают водителей заправлять бак поочередно на нескольких АЗС. В относительном спокойствии только те, у кого на руках талоны. Скоро владельцы дорогих внедорожников будут вынуждены сесть за руль малолитражек.
– Следующим шагом в стабилизации рынка ГСМ должно логически стать установление правительством максимума оптовых цен. Разница между оптовой и розничной стоимостью должна быть в пределах 13–17%, – уверен председатель Ассоциации автозаправщиков ЮКО «Жанар-Жагармай» Кайыпбек Камбаров. – Сейчас нам удалось добиться только рекомендательных решений Министерства нефти и газа. Почему до сих пор оптовый рынок не регулируется на уровне постановлений Кабмина, думаю, объяснять не надо. Очень крупные игроки, очень серьезные интересы. Но ситуация требует принятия стратегических решений. Потребность страны в нефти на сегодняшний день около 18 миллионов тонн в год. В 2016 году завершится модернизация трех казахстанских нефтеперерабатывающих заводов. Президент Нурсултан Назарбаев поставил задачу построить еще один НПЗ, который давно необходим стране. Ведь год от года количество машин только растет. А пока импортируем из России до сорока процентов бензина, мы будем так зависеть от цен на российском рынке ГСМ.