Итак, США приступили к нанесению авиаударов по Сирии. Произошло то, о чем мы писали несколько ранее. Под видом борьбы с боевиками Исламского Государства Ирака и Леванта (ИГИЛ), Штаты приступили к бомбежкам государства, с которым воюют посредством разномастных боевиков уже три с половиной года.
Террористы подались не туда. Их создали для войны против Асада, а они решили забрать себе иракскую нефть. И забрали. И стали зарабатывать на ее контрабанде баснословные деньги. Такого американцы, считающие месторождения своими, никому не прощают. Потому теперь стараются при помощи воздушных ударов отогнать исламистов от нефти и перенаправить в «правильную» сторону. С другой стороны, Штаты придумали себе возможность отбомбить позиции сирийских правительственных войск. Существует мнение, что ради всего этого и было прокручено кино с отрезанием голов. Хотя казненных, конечно же, жалко.
На первый взгляд, все выглядит нелогично. Американский проект ИГИЛ заработал против американцев и теперь требует их непосредственного вмешательства путем бомбардировки чужих территорий. Обычно в таких случаях предварительно заручаются «добром» Совбеза ООН. Однако главный американец заявил, что на сей раз в нем не нуждается и не видит ничего противозаконного в бомбардировках Ирака и Сирии. В таком случае, действительно ли дело только лишь в нефти и ИГИЛ?
Все, что происходило последние две-три недели на Капитолийском холме, напоминает ситуацию, когда в женское отделение бани случайно вошел мужчина. Гротескные высказывания и вычурные реплики, доносившиеся из уст парламентариев, свидетельствуют о явном беспокойстве штатовского политического истеблишмента. Еще недавно одиозный сенатор Джон Маккейн, по-американски улыбаясь, фотографировался в обнимку с боевиками того самого Исламского Государства (снимки уже не первый месяц «гуляют» в Сети). А сегодня министр обороны США Чак Хейгел заявляет, что с большей опасностью, чем ИГИЛ, Америка никогда не сталкивалась. В свою очередь госсекретарь Джон Керри, некогда заявлявший о всемерной военной помощи боевикам, воюющим против сирийского президента, в этот раз назвал их источником всемирной угрозы, против которой необходимо выступить сообща. К чему такие громкие заявления?
Дестабилизация арабского мира уже дошла до такой критической точки, что создается впечатление, что сами американцы теперь стараются затушить пожар, разгоревшийся из того костра, который они, в общем-то, и разожгли. Пламя полыхнуло так сильно, что в этом, по всей видимости, можно найти объяснение попыток заигрывания США со своим заклятым врагом Ираном, что также не поддается никакой логике.
На самом деле, все — логичнее некуда. Для начала следует обратить внимание на то, что эскалация конфликта на Ближнем Востоке произошла ровно после того, как наступило затишье на Украине. К этому мы еще вернемся. А пока о другом.
Сегодня для США существуют три центра, причиняющих им наибольшее количество головных болей — Россия, Китай и Иран. Хотя правильнее было бы перечислить их в обратном порядке. И вот, почему. Из трех перечисленных государств Иран, испытывая давнюю личную неприязнь к США, первым отказался продавать свои энергоресурсы за американские деньги, благодаря чему уже не первое десятилетие находится под американскими и европейскими экономическими санкциями.
На торговлю в национальных валютах с большей частью своих партнеров перешел Китай. Постепенно этому примеру следует и Россия. Последние многомиллиардные контракты между РФ и Китаем заключены опять же не в долларах. В национальных валютах со следующего года планируют начать торговать и страны БРИКС. А еще Иран, из-за санкций лишенный возможности полноценно реализовывать свою нефть, теперь ее всю без остатка отдает России в обмен на промышленные товары и продовольствие. Это означает, что все иранское «черное золото» будет продаваться российскими трейдерами, и опять же не в долларах. Кроме того, совсем скоро должна заработать нефтегазовая биржа в Санкт-Петербурге, ориентированная прежде всего на Азию, где сделки будут заключаться в чем угодно, только не в «зеленых». И все это — тревожный звонок для американской валюты. Речь о ее обрушении, конечно же, не идет. Но спрос заметно уменьшится. Это значит, что страны одна за другой постепенно станут выходить из долларовой зависимости, что существенно ослабит американское влияние в мире. И, чтобы этого не допустить, Америка пойдет на многое, если не на все.
Еще два года назад Соединенные Штаты приступили к усилению своей военной группировки в Азиатско-Тихоокеанском регионе. А не далее, как полгода назад Барак Обама совершил турне по государствам, имеющим территориальные споры с Китаем (Япония, Южная Корея, Малайзия и Филиппины). В обращениях к руководителям данных государств обитатель Белого дома назвал их своими союзниками и каждого заверил в военной поддержке в случае возникновения конфликта с Поднебесной по поводу спорных территорий. Однако Пекин ясно дал понять что сделает с любым, кто отважится предъявить ему военные аргументы. И в подтверждение своих слов приступил к строительству военной базы на островах Дяоюйдао, которые он оспаривает с Японией. Судя по тому, как самураи это проглотили, воевать с Китаем у них желания нет. Об остальных американских союзниках в этом регионе, разумеется, даже и говорить не стоит. Таким образом, разжечь военный конфликт в Азиатско-Тихоокеанском регионе не удалось.
Зато вспыхнула война на Украине. В потоке информации, поступавшей из этой страны, затерялись новости из Сирии, не сходившие со страниц газет и телеэкранов на протяжении трех лет. Однако сегодня похоже на то, что украинские события, хоть и разгорелись ярким пламенем, пошли явно не по американскому сценарию. Вдаваться в подробности не станем. Скажем лишь, что полноценно втянуть Россию в конфликт не удалось, а значит, основания у украинского правительства обратиться за военной помощью в НАТО не появились. В то же время санкции против РФ, если и действуют, то не так эффективно, как хотелось бы Америке. Да и в самой Европе отношение к ним неоднозначное. Европейским производителям не особо интересно терять российский рынок. А самое главное – Старый Свет на 64 процента зависит от российского газа.
Сей факт аннулирует все потуги США по нейтрализации своего главного геополитического соперника. И для того, чтобы они увенчались успехом, Штатам необходимо снять Европу с российской газовой иглы.
Вернемся на Ближний Восток. В последнее время можно часто слышать о том, что демократические революции в арабских странах не принесли в них никакой демократии. Более того, такие государства, как Ливия и Ирак, после всех этих «арабских весен» на политической карте мира остались лишь формально. На самом деле в них царят полный хаос, беззаконие и абсолютное безвластие.
Попытки свержения сирийского президента Башара Асада терпят неудачу (во всяком случае, пока) и ввергли страну в продолжительную гражданскую войну. Асад, как известно, неугоден Соединенным Штатам, которые, объявив его диктатором (как и всех предыдущих свергнутых президентов), всемерно поддерживают сирийскую оппозицию и до недавних пор поддерживали ИГИЛ.
Однако, как мы видим, эти меры не приводят к желаемому результату. И однажды Барак Обама решил собственноручно разобраться со строптивым правителем маленькой страны и даже подогнал корабли 6-го флота, дабы нанести по Дамаску ракетный удар. Предотвратить его удалось, благодаря действиям России, выставившей в качестве щита у берегов Сирии корабли своего Черноморского флота.
И тут начинается самое интересное. Сразу после хоть и условного, но все же прекращения огня на Украине, происходит эскалация на Ближнем Востоке. США объявляют созданный и профинансированный ими же ИГИЛ главной мировой угрозой и создают коалицию для борьбы с ним. При этом Барак Обама заявляет, что бомбовые удары будут наноситься и по территории Сирии, где, по данным американской разведки, базируются военные формирования ИГИЛ. Это значит, что они вполне могут быть нанесены не только по позициям сирийских правительственных войск, но и по инфраструктуре и даже по президентскому дворцу Башара Асада, и, что примечательно, с той стороны, где нет российских военных кораблей. В истории известны случаи, когда американские военные самолеты уничтожали мирные селения, после чего Пентагон просто извинялся и все списывал на ошибку пилота.
Таким образом, вырисовывается одна из целей всей этой заварушки – уничтожение Башара Асада. И если в конфликт каким-нибудь образом не вмешается поддерживающий сирийского президента Иран, то так оно, скорее всего, и случится. После этого США спокойно довершат свое дело по установлению в Сирии марионеточного режима и взятию страны под свой полный контроль. Останется только проложить через ее территорию трубу из Катара в Европу и снять ее с российской газовой иглы. Таким образом, Штаты убивают сразу двух зайцев: а) Европа становится полностью зависимой от США не только по нефти, но и по газу; б) санкции против России становится гораздо существеннее.
Что касается боевиков ИГИЛ, то их, скорее всего, развернут и направят на Иран, также богатый энергоресурсами. А впоследствии дальше на Кавказ и Центральную Азию.
Но тут есть одно «но». Иран – не Ирак, не Ливия и не Сирия даже вместе взятые. Это государство с 90-миллионным населением и очень сильной и хорошо вооруженной армией. Если удастся втянуть его в конфликт, война на Ближнем Востоке будет долгой и разрушительной.
В то же время наивно было бы думать, что главные геополитические соперники США сидят сложа руки. По мнению известного политолога Марса Сариева, госдеповский проект ИГИЛ мог быть перехвачен Россией.
— ИГИЛ — проект Госдепа, который стал неуправляем, как в свое время Бен Ладен, хотя и этом качестве он сойдет за пугало, — выражает он свою точку зрения. — Можно теперь бомбить войска Асада, прикрываясь борьбой с ИГИЛ. В свою очередь этот американский проект, возможно, перехватила Россия: ИГИЛ захватило нефтеносные районы Курдистана (еще один американский проект), прервало контрабанду нефти по маршруту Мосул — Турция — Европа и крошит проамерикански настроенных курдов вместо того, чтобы крошить войска Асада.
От себя добавим, что если это на самом деле так, то, во-первых, ИГИЛ вряд ли пойдет на Иран, во-вторых, шансы Башара Асада на сохранение своего государства заметно повышаются, и, в третьих, действия США выглядят более логично. Хотя, по мнению того же Марса Сариева, исламский франкенштейн, выйдя из-под контроля, все же начал самостоятельную игру.
Однако в любом случае — это война. И выгодна она, прежде всего, США. Не исключено, что в ближневосточную мясорубку в дальнейшем может включиться и Турция. А участие в военном конфликте члена НАТО влечет за собой участие в нем остальных членов альянса со всеми вытекающими из этого последствиями, которые, надо понимать, могут быть более чем серьезными. О трубе на это время, разумеется, придется забыть. Но и об отказе от доллара придется забыть тоже. К тому же у США появится шанс списать свой более чем 17-триллионный государственный долг, с которым они просто не знают, что делать в мирных условиях. Сами же американцы, находясь за тысячи километров он зоны боевых действий, на полную катушку запустят свой военно-промышленный комплекс и вновь оторвутся от остального мира в экономическом развитии, как это было во время двух мировых войн. И если процесс пойдет не по американскому сценарию и тут, тогда, скорее всего, стоит ожидать нового витка эскалации конфликта на Украине.
В последнее время об «американском заговоре» на Ближнем Востоке заговорили многие мировые СМИ. Обеспокоенность сложившейся ситуацией в арабских странах вырисовывается все больше. Ряд экспертов даже в самой Америке, уже не стесняясь в выражениях, напрямую обвиняют США в организации цветных революций и намеренном раздувании пожара. Похоже, что США становятся виновниками хаоса на Ближнем Востоке и в Северной Африке не только в глазах арабов. Но остановит ли их это?