Политика США на Ближнем Востоке, который американцы уже давно держат за свою вотчину, приносит им успех в регионе на протяжении уже нескольких десятилетий. Однако этим аппетиты дяди Сэма, планомерно выстраивающего мировую вертикаль власти во главе с Белым домом, не ограничиваются. Казахстан, благодаря своему богатому углеводородами прикаспийскому региону, также входит в зону стратегических интересов США. Это значит, что всевидящее заокеанское око держит нас в поле своего зрения.
В начале девяностых, после того как в результате длительной холодной войны Штаты одержали победу над своим главным геополитическим соперником, они почувствовали себя полновластными хозяевами мира, на который с тех пор стали смотреть исключительно как на источник собственного благосостояния. Богатый природными ресурсами Казахстан по сей день рассматривается правительством США как очередной сырьевой придаток американской экономики, потребляющей 40 процентов природных богатств планеты. Однако сегодня ситуация несколько поменялась и природные ресурсы стали не единственной целью. Стремительно набирает мощь Китай. О своих амбициях заявляет оправившаяся от бардака девяностых Россия. Упорно не желает следовать в фарватере американской политики, показывая острые зубы, Иран. Все эти факторы ставят под угрозу так называемые национальные интересы США и на сегодняшний день являются их основной головной болью. В мире разразилось новое геополитическое противостояние, при котором Казахстан, помимо привлекательности в плане сырьевом, географически является очень удобным плацдармом для сдерживания всех трех государств, посмевших возражать американским ястребам.
Истинный смысл политики США, что в Центральной Азии, что на Ближнем Востоке, что в Центральной Америке один и тот же – придумать проблему, чтобы затем под видом ее решения сохранять свое военное присутствие и влиять на правительства. Все, что США сегодня делают в Центральной Азии, они уже делали в двух других указанных регионах планеты. «В мире нет ничего нового, за исключением истории, которой вы не знаете», — любил говорить один из американских президентов Гарри Трумэн.
Результаты действий США в Центральной Америке и на Ближнем Востоке известны. То же самое, согласно стратегии Белого дома, должно произойти и в Центральной Азии. Однако обо всем по порядку.
Чтобы понять, что именно должно произойти у наших ближайших южных соседей и у нас, достаточно изучить ситуацию в центрально-американских странах. Нынешнее положение стран региона – результат действий США в соответствии с доктриной Монро, которая, говоря простыми словами, объявила Латинскую Америку задним двором Вашингтона.
Этот регион во многом схож с нашим. Центральная Америка является связующим звеном между Южной и Северной Америками. Точно так же Центральная Азия связывает Азию с Европой. И там, и здесь богатейшие природные ресурсы.
Первой на современном этапе под влиянием США очутилась Колумбия, являющаяся сегодня основным американским плацдармом в регионе. Сегодня эта страна известна своей кокаиновой мафией, доставляющей немало проблем правительствам многих стран. В 1986 году США объявили незаконную торговлю кокаином одной из основных мировых угроз. По согласованию с марионеточным колумбийским правительством в страну были ведены войска для борьбы с этим злом, на что в течение всего прошедшего времени Госдеп выделял большие деньги. На территории Колумбии сегодня действуют 7 американских военных баз, доступ на которые местные власти не имеют. Однако наркотиков от этой борьбы меньше не стало. Напротив, существуют реальные примеры усиления распространения «белой смерти» и увеличения объемов ее производства.
В результате организованного Вашингтоном в 2009 году государственного переворота в Гондурасе эта небольшая страна из перевалочного пункта транспортировки наркотиков превратилась в одного из крупнейших производителей. При том, что правительство США ежегодно увеличивает суммы на содержание своих военных баз в Гондурасе, призванных противостоять наркоугрозе, наркотиков меньше не становится.
Коста-Рика, испокон веков славившаяся как рай для туристов, после обоснования в ней американских военных стала полигоном для столкновений между конкурирующими наркокартелями и таким же перевалочным пунктом, как и Гондурас.
Ну и конечно же, Мексика, где после начала американской войны с наркотиками их производство увеличилось в десятки раз, а количество убитых в криминальных противостояниях между преступными группировками, занимающимися наркоторговлей, возросло шестикратно, начиная с 2007 года.
Сегодня отчетливо видно, что суть американской модели борьбы с распространением наркотиков на самом деле заключается в склонении к взаимодействию властей государств, подвергающихся этой угрозе. Если же они «недостаточно открыты» к сотрудничеству, их свергают и ставят марионеток. При этом американское военное присутствие выступает гарантом безболезненной передачи власти. Президентов коррумпируют, позволяя разворовывать средства и аккумулировать их в американских банках, для того чтобы иметь дополнительный рычаг воздействия в виде шантажа. Страну милитаризируют, параллельно выстраивая силовой аппарат, включая так называемые эскадроны смерти, связанные с наркомафией. Это в свою очередь дает возможность физического истребления оппонентов, которых представляют в СМИ «наркодельцами» и «террористами». Страна становится ареной всевозможных конфликтов: войны между наркоторговцами, войны властей против несогласных, а в идеале — гражданской войны. При этом американская армия представляется в качестве «спасителей», которые на самом деле обеспечивают возможность транснациональным корпорациям выкачивать ресурсы из местных недр. И чем менее стабильна обстановка, тем более оправдано присутствие американских войск, обеспечивающих соблюдение стратегических интересов США. И это не наш вымысел. Об этом пишет в своей книге «Наркотики, нефть и война» канадский писатель Питер Дэйл Скотт.
За последние 20 лет такую же деятельность Штаты развернули в Центральной Азии, где аналогом Колумбии является Афганистан. Напомним, что пришедшие к власти в 2000 году в этой стране талибы под страхом смертной казни запретили выращивание опийного мака. Однако через год вторжение американских войск вытеснило их из районов, где произрастает «шайтан-трава». После этого маковые плантации разрослись многократно, а производство афганского героина стало промышленным, увеличившись более чем в 40 раз. Его экспорт сегодня широко распространился не только на постсоветские страны, но и в Европу.
Для реализации центрально-американского сценария в государствах Центральной Азии Штаты сделали немало. Основным перевалочным пунктом транспортировки афганского героина стал Таджикистан, где буквально до последнего времени военное командование США ежегодно реализовывало десятки военных программ и мероприятий, строило военные объекты и оборудовало пограничные заставы, открывало центры боевой подготовки, реформировало учебные заведения МВД и обучало кадры для силовых ведомств. То же самое наблюдалось и в других странах региона. На таких военных базах, как кыргызский «Манас», куда также исключался доступ местных властей, приземлялись военно-транспортные воздушные суда, прибывавшие из Афганистана. Что они перевозили в своих трюмах, никто не знает.
Попутно ведется работа по вербовке кадров в военных кругах, спецслужбах и в правительствах, формируется сеть, которая в нужный момент должна совершить государственный переворот и сбросить неугодного президента, как это делалось много раз по всему миру. И все это под соусом продвижения демократии.
Следует сказать, что финансированием подобных проектов, а также продвигающих американские ценности СМИ сегодня занимаются не только различные «благотворительные» фонды и неправительственные учреждения, но и Пентагон. Материальное обеспечение подобных программ в Центральной Азии в 2012 году было увеличено на 73,8 процентов. А программа Пентагона по борьбе с наркобизнесом получила 109,5 миллионов долларов. Но стало ли от этого меньше наркотиков?
Помимо многочисленных программ военного сотрудничества, сегодня широко применяются механизмы сбора информации. К примеру, в нашем регионе действует Центрально-азиатский региональный информационный координационный центр по борьбе с наркотиками (ЦАРИКЦ), центральный офис которого находится в Алматы. Организация, вроде бы, нужная. Но то, что ее курируют американское Управление по борьбе с наркотиками DEA (Drug Enforcement Administration) и Госдеп США, вызывает вопросы.
Также разработана центрально-азиатская инициатива по борьбе с наркотиками (CACI), предусматривающая создание «специально подобранных и проверенных подразделений». По мнению экспертов, это входит в гигантский комплекс политических, экономических и военных программ для окончательного овладения регионом.
— Существует доктрина Альфреда Мэхэна, согласно которой США добиваются максимальной хаотизации пространства вблизи территорий своих геостратегических противников с целью их максимального ослабления и подчинения, — выражает свою точку зрения политолог Марс Сариев. – Именно этой цели отвечала война на Балканах, которая создала источник тлеющей нестабильности в «европейском подбрюшье» и привязку к себе стран бывшего социалистического лагеря и Прибалтики.
Стратегическая цель США в Центральной Азии — закрепить свое военно-политическое присутствие, сделать из нее плацдарм в «сердце Евразии» (вашингтонский термин) для проецирования давления и военной силы на Россию, Китай, Иран и весь евразийский континент, безоговорочное владение которым на сегодняшний день является главным американским геополитическим интересом. Налицо попытки США переориентировать постсоветские государства Центральной Азии на Афганистан и Пакистан, что создаст дополнительные предпосылки для осуществления проекта «Исламского халифата от Суэца до Тибета» под боком России и Китая, и лишит Пекин доступа к сырьевой базе Казахстана и всего региона. А усугубление проблемы распространения терроризма и наркотиков обусловит необходимость присутствия миротворческих контингентов. И здесь, разумеется, свои услуги обязательно предложат США. Но как они умеют творить мир, прекрасно видно на примере Афганистана, Ирака, Ливии и Сирии, после взгляда на ситуацию в которых напрашивается вполне определенный вывод: в условиях полной хаотизации региона американские войска обеспечат транснациональным нефтегазовым компаниям, штаб-квартиры которых находятся далеко за океаном, безграничное владение прикаспийскими месторождениями. А мирное развитие государств стратегическим интересам США, стремящимся сохранить свою гегемонию, не соответствует.