Официальные лица Китая называют предстоящие выборы в Гонконге «качественным рывком вперед» в развитии демократии в регионе. Тем не менее, планы, озвученные 31 августа, по проведению первых в истории свободных выборов лидера региона вызвали только озлобленность и безразличие другой стороны. Отрады данные известия очевидно не принесли. И отнюдь не потому что право голоса не волнует граждан Гонконга – Китай более чем ясно дал понять, что следующие выборы главы правительства Гонконга в 2017 г. будут подстроены наиболее выгодным образом для Китая. Единственными кандидатами, допущенными на выборы, будут претенденты, утвержденные Коммунистической партией в Пекине, за полконтинента от места проведения выборов.
При наихудшем сценарии эти риски могут спровоцировать катастрофу, которой опасается сам Китай. Демократы планируют акции протеста. На данный момент неясно, сколько людей присоединится к акциям, однако существует серьезные опасения, что мирная кампания, направленная на политические реформы в регионе, уступит столкновениям с полицией, массовым арестам и даже возможной интервенции Народно-освободительной армии. Такое развитие событий подорвет одну из богатейших и организованных экономик Азии и настроит Запад против Китая. Но даже в случае если беды удастся избежать, этот скачок в сторону является упущенной возможностью не только для Гонконга, но также и для материка. Шанс провести эксперимент по созданию локальной демократии, эксперимент от результатов которого мог бы выиграть Китай, был упущен.
Заявления Китая знаменуют конец эпохи. Невозможно отрицать тот факт, что развитие демократии в Гонконге будет продвигаться даже при отсутствии политических реформ в Китае. Мероприятия проведенные китайским парламентом, будучи подконтрольным Всекитайскому собранию народных представителей, были нужны для выполнения публично данных в 1997 г. обещаний о предоставлении «широкой автономии» региону и права голоса при выходе из под управления Британии. Для большинства людей это означало право самостоятельно выбирать своих лидеров.
Китай выполняет данное обещание, однако отклонился от истинного смысла. В 2012 г. глава региона был назначен комитетом, состоящим из 1200 членов гонконгской политической и бизнес элиты, в большинстве своем сторонников правящей Коммунистической партии. Предложение по 2017 г. заключается в том, что подобный комитет будет отбирать кандидатов, которые затем будут представлены гонконгским избирателям. В теории, комитет должен пропускать кандидатов разного политического окраса. На практике пессимизм более чем обоснован. Только два или три кандидата будут допущены к выборам, и каждый должен при этом располагать поддержкой по меньшей мере половины комитета. Под таким устройством демократия в Гонконге будет играть не больше роли, чем где бы то ни было в Китае, где каждый взрослый гражданин может отдать свой голос за любого кандидата – если только этот кандидат был утвержден партией.
Для Гонконга это плохо. Все четыре лидера региона с 1997 г., момента передачи территории Китаю, были выбраны в Пекине и, по сути, посажены в кресло. Все они, включая Люн Чун-инга, оказались крайне непопулярными. При правительстве, находящимся в услужении Пекина, пресса была также подчинена путем угроз и давления рекламодателей. Существуют опасения, что регион может столкнуться с испытанием на преданность материку. Некоторые гонконгцы жалуются, что даже почтовая служба отказалась доставлять избирательные буклеты, тем самым стимулируя еще большее гражданское неповиновение.
История, тем не менее, на этом не кончается. Активисты в Гонконге пообещали начать кампанию гражданского неповиновения, которую они обезоруживающе называют: «Займи центр любовью и миром», они хотят парализовать главный финансовый центр региона, рассевшись прямо на улице. Эта акция будет первым актом неповиновения закону, про-демократическим лагерем.
Цели у активистов праведные, их смелость производит впечатление, но тактика может быть ошибочной. Если волнения выйдут из-под контроля, и будут введены войска – для Гонконга это будет катастрофа, которая значительно отбросит активистов в их борьбе за демократию. Лучше придерживаться того, что у демократов всегда получалось лучше всего: организация мирных протестов делающих страну моделью рационального политического дискурса в той части света, где демократии особенно не хватает. Есть еще одна форма мирного протеста: законодательные власти Гонгконга могут отклонить предложения Китая, несмотря на то, что это будет означать возврат к одинаково недемократической системе, использовавшейся в 2012 г. В настоящий момент в избирательной коллегии состоят всего несколько демократов. В будущем они должны бойкотировать выборы. Никакого смысла в распространении лжи нет.
Если народ Гонгконга продолжит свой марш протеста, не разрушая экономику региона, Китай, скорее всего, уступит требованиям демократии. Но необязательно. В 2003 г. в основном благодаря огромному и организованному протесту, марионеточное правительство Гонгконга отложило планы по продвижению билля об антиподрывной деятельности, а незадачливый глава региона Тун Чи-ва оставил свой пост. Вместо того, чтобы нарушать закон, гонконгские демократы должны научиться побеждать оппонентов в спорах.
Не только в Гонгконге будут чувствоваться последствия решения властей Китая задушить демократические настроения в регионе. Правительство Китая в последнее время охладело по отношению к Тайваню, который должен был встать под крыло таким же образом как и Гонгконг. По всей видимости, партия пришла к выводу, что ущерб, нанесенный процессу присоединения Тайваня, меньше, чем угроза от выигрыша выборов в Гонконге одним из ее оппонентов, это спровоцирует требования о политических реформах по всему Китаю. Территория при этом станет фактически независимой, что в свою очередь воодушевит сепаратистов по всему периметру Китая — от Тибета до Синьцзяна.
Недовольство растет по всему Китаю, и Пекин не может просто на это смотреть. Огромный новый класс становится чрезвычайно разочарованным своим бессилием в таких вопросах как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и право частной собственности. Ежедневные заботы людей на материке имеют много общего с заботами граждан Гонконга. Правительство Китая собирается разработать способ удовлетворить желания своих подопечных, обеспечив тем самым еще больший контроль над их жизнями. Гонконг мог стать хорошим местом для начала демократических реформ.
Си Цзиньпинь, глава партии и президент, имел возможность использовать Гонконг в качестве испытательной площадки для опробования политических изменений в Китае. Использовав эту возможность, он мог бы войти в историю как настоящий реформатор. Вместо этого он предпочел не использовать шанс.
Источник: economist.com