Казахстанская топливная ассоциация (КТА) обвиняет министерство нефти и газа РК в искусственном создании дефицита нефтепродуктов, сообщается на сайте kolesa.kz.
Как заявил на пресс-конференции глава КТА Болат Ауетаев, в настоящее время на рынке горюче-смазочных материалов Казахстана сложилась критическая ситуация из-за дефицита нефтепродуктов. Некоторые автозаправочные станции вынуждены ограничить отпуск ГСМ в одни руки либо полностью перейти на талонную систему обслуживания. По его словам, после девальвации горючее должно было подорожать вместе с долларом, но этого не произошло. Отсюда все проблемы.
Ассоциация проанализировала ежемесячные поставки бензина Аи-92, распределяемого Министерством нефти и газа РК. Результаты получились неутешительные. Согласно подсчётам экспертов КТА, с января 2014 года наблюдается снижение поставок бензина Аи-92. В частности, в январе и феврале 2014 года было выделено бензина Аи-92 на 20 % ниже, чем за аналогичный период 2013 года. В марте, апреле и мае текущего года поставки были в 2 раза ниже, чем в аналогичный период 2013 года и январе 2014 года.
Болат Ауетаев также отметил, что ситуацию усугубляет отсутствие госрегулирования оптовых цен на нефтепродукты (как известно, на сегодняшний день государство регулирует только розничные цены. — Прим. ред.).
— Так, ТОО «КазМунайГаз Онiмдерi» с июля текущего года увеличило цену реализации дизельного топлива со 103 до 110 тенге с баз хранения нефтепродуктов, хотя предельно-розничная цена на АЗС составляет 115 тенге за 1 литр. На оптовом рынке ситуация еще хуже — оптовая цена на бензин Аи-92 составила 115 тенге, Аи-80 — 89 тенге, по дизельному топливу предложения вообще отсутствуют. Складывается впечатление, что государство в лице МНГ совместно с АО «Национальная компания «КазМунайГаз» создает искусственный дефицит нефтепродуктов в Казахстане, — подчеркнул руководитель топливной ассоциации.
30 июля на брифинге в СЦК в Астане министр нефти и газа Узакбай Карабалин заявил, что 1 августа цены на бензин и дизельное топливо останутся прежними, а также ранее сообщал о том, что дефицита топлива в стране нет.
Руководство КТА не исключает, что в подобных условиях многие АЗС будут вынуждены свернуть свою деятельность. А те, кто рискнёт остаться на плаву, чтобы как-то свести концы с концами, начнут хитрить, разбавляя горючее чем попало.
Чтобы избежать кризиса, Казахстанская топливная ассоциация требует от правительства РК обратить внимание на проблемы и обеспечить объёмы поставок ГСМ по заявкам, а кроме того, снять ограничение импорта, действующее с начала лета и ввести регулирование оптовых цен на топливо, позволившее бы заправкам работать с маржей 30 %.