Независимый политик Амиржан Косанов прокомментировал изменения в структуре правительства у себя на странице в социальной сети Facebook.
«Cегодняшнее заседание правительства с участием президента и озвученные им кадровые перестановки в форме очередной перекройки органов госуправления, заслуживают отдельного разговора. Уверен, что начавшаяся сегодня дискуссия по этому поводу еще будет иметь свое продолжение.
Таких тактических нововведений мы видели много.
Они, возможно, оправданы. Но в них нет главного: они не решают накопленные в экономике и общественной жизни проблемы.
И неправильно, когда страна живет ожиданием и итогами внеочередного заседания Правительства с участием президента. Правильно, когда она живет ожиданием и итогами очередных выборов. Ибо выборы это более-менее объективно, а назначения это всегда субъективно.
Поэтому нынешние новации я рассматриваю исключительно через призму двух политических моментов: это – желание власти такими имитационными решениями снять накопившиеся в обществе вопросы к ней самой и как результат вечного противостояния между администрацией президента и правительством. Цивилизованное противостояние должно быть между законодательной и исполнительной властями. Пока же у нас «борьба нанайских мальчиков» из АП и правительства.
Единственное «но» в адрес президента: мне кажется, что происходит смычка между ними. И объединившись эти два формальных госинститута могут иметь ой какие неформальные возможности.
Теперь о конкретике.
Как сказал президент: «Вместо 17 министерств, 9 агентств, 54 комитетов и 272 департаментов (улавливаете разницу?) 17 министерств становятся 12, из 54 комитетов остается 30, все 9 агентств сокращаются и переходят в министерства в виде комитетов. С 270 департаментами правительство разберется».
Во-первых, я не вижу реальных цифр по сокращению численности самих чиновников, ибо сокращение количества ведомств не есть сокращение количество тех, кто живет за счет госбюджета! Когда увидим реальную экономию средств, тогда и будем хвалить власть. Во-вторых, произошла монополизация экономической сферы в двух ипостасях.
Создано ведомство с «интересным» названием – Министерство национальной экономики, как сказал сам президент, «с передачей ему функций и полномочий от Минэкономики и бюджетного планирования, регионального развития — сюда уходит агентство по статистике, регулирование естественных монополий, защита конкуренции, защита прав потребителей». Единственный «плюс» в его названии в том, что, получается, что раньше это министерство не было национально ориентированно? Если же теперь оно будет на стороне национального бизнеса, тогда я за такое название! Хотя перспективы вхождения в ЕАС мне кажутся отнюдь не национальноориентированными.
И как противовес ему – «Министерство по инвестициям и развитию с передачей ему полномочий министерства индустрии и новых технологий, транспорта и коммуникаций, агентства по связи и информации, национального космического агентства, вопросы энергоэффективности геологии также закрепляются за этим министерством».
Не знаю, какому клану принадлежат Досаев и Исекешев (у нас есть знатокм этой сферы), но это явное усиление этих групп влияния.
Кстати, мощное оружие влияние на СМИ всех видов и уровней ушло к Исекешеву. Что очень симптоматично в наших реалиях, связанных с ожиданием смены власти в стране. И не думаю, что эти два чрезвычайно громоздких явления, как эти два супер-пупер министерства, будут оперативно (главное, адекватно и со всей ответственностью) рееагировать на меняющуюся каждый день экономическую ситуацию в стране и мире. Учитывая наши чиновничьи традиции, когда надо согласовывать каждую бумажку и визу, такая структура мне кажется эдаким непоповоротливым динозавром в среде где много более мобильных хищников.
Особо скажу об Агенстве по делам госслужбы и противодействий коррупции. Мне кажется, что здесь произошла стратегическая, если хотите, понятийная ошибка, ибо нельзя объединять в одно ведомство тех, кто получает взятки и тех, кто обязан с этой коррупцией бороться! Это как в известной задачке: посадить в одну лодку волка и овцу! И говоря, об упраздении АБЭКП (финпола) как о событий «которого все так долго ждали», президент прямо-таки признал, что это ведомство было карательным органом , в борьбе с политической оппозицией и кланами.
В сети много комментов, мол, упразднили финпол и ура!. Господа, финпол, хоть и в другой структуре, но остался! И теперь его бразды правления в тех же руках! Может быть, для пущей эффективности надо было ведомство по госслужбе объединить с… КУИС (Комитет уголовно-исправительной системы)? Ведь все равно эта самая система рано или поздно их приведет туда!
Отдельного комментирования заслуживают слова президента о «шестой» колонне (извините, но кажется у нас появилось такое явление) внутри власти.
Он в сердцах сказал: “Главным образом все слухи в Казахстане распускает государственная служба. Я это знаю. И негативные тоже. Сидят на государством оплачиваемых компьютерах и переговариваются непонятно о чем”, — сказал Н. Назарбаев на расширенном заседании правительства в среду По словам главы государства, таких чиновников необходимо увольнять. “Надо ловить и выгонять с работы. Все возможности для контроля у нас имеются”.
Здесь и всевидящее око и всеслышащие уши спецслужб, и тотальное неверие верховной власти тем, кто формально находится во власти. На месте какого-нибудь чиновника я бы выступил и заявил: извините, господин президент, но я лично никогда такие слухи не распусал! Не обобщайте нас, честных служак и членов «Нур Отана!». Но пока таких возгласов не слышно.
Что ж, будем ждать результатов этих перестановок аккурат к предстоящим уже в 2016 и 2017 годах выборам. Когда и увидим эффективность этих решений».