Припеваючи жить за государственный счет можно, если ты умеешь ловко обращаться с тендерами — кажется, эту истину усвоили очень многие чиновники. По словам эксперта, менеджер Департамента контроля и анализа закупок АО «Самрук-Казына Контракт» Виталия Лозовских, многие тендеры грешат одними и теми же ошибками, которые свидетельствуют об одном: заказчик хочет симулировать конкурс и купить не лучший товар, а то, что хочется ему.
Мы попросили Виталия Лозовских показать типичные ошибки в проведении тендеров на примере тендера от Департамента внутренних дел ЗКО на покупку Toyota Landcruiser Prado (лот №698951_2).
В графе «описание» нет четкого указания габаритов, сама характеристика плавающая. А в «дополнительных характеристиках» идет полное противоречие:
— Здесь разночтение: то они хотят кожаный салон, то велюровый. Это может ввести поставщика в заблуждение. И есть возможность отклонить «неугодного» поставщика по этому основанию как несоответствующего техническим характеристикам, — говорит Виталий Лозовских.
Помимо противоречий, в этом лоте заказчик изначально сузил круг потенциальных поставщиков, отдавая предпочтение определенному поставщику и указал марки шин.
— Прослеживается четкий «закос» или, как принято говорить у закупщиков, тендер «заточили» под определенного поставщика с определенной машиной, — предполагает эксперт.
По описанию конфигурации автомобиля не трудно догадаться какую модель уральские полицейские хотят приобрести:
— Это Toyota Land Cruiser Prado. Почему ДВД не поддерживает отечественного производителя? Есть модели Ssang Young, Toyota Fortuner и др. Почему задачи поставленные главой государства, не исполняются на местном уровне? А ведь речь идет о финансах, взятых из госбюджета для того, чтобы кто-то смог купить авто для использования в неопределенных целях. Господа хотят комфорта за 23 млн тенге. Где же принцип «оптимального и эффективного расходования денег»?
— задается вопросом Лозовских.
Очень популярным нарушением, по словам Лозовских, является превышение ограничений — например, существует постановление правительства, согласно которому многим госорганам запрещено покупать автомобили с объемом двигателя больше 3 литров. Однако мощные джипы по-прежнему возглавляют рейтинги запростов от чиновников.
Кроме этого, чиновники не соблюдают гласность и прозрачность процесса госзакупок: во многих объявлениях не указаны итоги тендеров.
***
Эксперт напоминает — принципы проведения тендеров просты:
1) оптимальное и эффективное расходование денег, используемых для государственных закупок;
2) предоставление потенциальным поставщикам равных возможностей для участия в процедуре проведения государственных закупок, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом;
3) добросовестная конкуренция среди потенциальных поставщиков;
4) гласность и прозрачность процесса государственных закупок;
5) оказания поддержки отечественным производителям товаров, поставщикам работ и услуг.