Мнение Майкла МакФола относительно ситуации вокруг Украины и возможности ее разрешения достаточно провокационно — и потому заслуживает особого внимания. В словах этого человека можно увидеть сценарий развития событий.
«В ответ на поддержку России повстанцев в Украине, президент Обама в связке с европейскими лидерами учредил самый широкомасшатбный пакет экономических санкций против российских чиновников и компаний , за всю историю двусторонних отношений США и России. Европа сейчас рассматривает новые подходы к энергетической политике с целью уменьшить экономическое давление со стороны России. Ведется «энергетическая подпитка» НАТО. И, наконец, сплоченное осуждение действий России повредили международную репутацию этой страны.
С течением времени данные меры скорее всего заставят российских чиновников, лидеров бизнеса и рядовых граждан подвергнуть сомнению стратегию действий в Украине их президента Владимира Путина, который, тем не менее, и в краткосрочной перспективе вряд ли изменит свои взгляды. Сами по себе эти меры сподвигнут его на еще более вызывающие действия. Те, кто надеется, что подобное давление положит конец войне в Украине, будут разочарованы.
Вместо этого Западу необходимо серьезно настроиться на усиление Украины.
Пока что украинцы больше, чем любые крупные игроки извне, сделали для сопротивления действиям г-на Путина. До февральского отстранения от власти президента Януковича протесты в Украине остановили присоединение республики к Евразийскому экономическому союзу, самому важному внешнеполитическому проекту г-на Путина. Гнев Украины из-за аннексии Крыма Путиным собрал воедино национальную идентичность этой страны и теперь она, в поисках процветания и безопасности, смотрит на Запад. А недавние военные победы Украины подорвали планы г-на Путина на востоке этой республики.
Поддержка Запада Украине велика, но можно сделать еще больше. Западу следует, причем совершенно незамедлительно, дать армии Украины как можно больше разведывательных данных и информации, чтобы помочь ее бойцам защитить себя и не допускать жертв среди мирного населения. Ничто так не подрывает устремления Украины к суверенности и объединению, как жертвы среди мирного населения. Если попросят, Западу также следовало бы поделиться с Украиной нелетальным снаряжением, например бронежилетами и приборами ночного видения.
Западу также необходимо противостоять пропаганде России своими собственными информационными атаками. Москва обосновала свою миссию на Украине как оборонительную борьбу против украинского «нацизма» и западного империализма. В ответ на это, Западу следует распространить точную информацию о действиях России и побуждениях Запада не только посредством предоставления больших ресурсов не только традиционным каналам, например «Голосу Америки», но и оказывая поддержку новым способам передачи информации, например блогам, и он-лайновым новостным платформам.
Также Запад мог бы сделать больше, чтобы помочь Киеву завоевать сердца и разум народа востока Украины. Это должно помочь Киеву сократить количество жертв среди местного населения посредством обеспечения более безопасных гуманитарных коридоров для гражданских лиц, желающих покинуть зону боевых действий. В дополнение к этому Запад мог бы через правительство Украины послать больше гуманитарной помощи для беженцев.
Западу следует созвать международную конференцию доноров, которая создаст «Фонд развития Донбасса» для восстановления восточных регионов Украины после войны. Создание подобного фонда даже само по себе поможет изменить негативный облик Запада среди местного населения, равно как и предоставление последнему различных программ высшего и послевузовского образования.
И Западу следует продолжать поддерживать экономические и политические реформы в Украине. Президент Петр Порошенко подчеркнул, что агрессию России нельзя использовать в качестве оправдания затягивания решения некоторых вопросов, например, реструктуризации бюджета и усилий по улучшению состояния прозрачности правительства. Но Петру Порошенко и его правительству надо больше финансового и технического содействия от правительств, международных учреждений и неправительственных организаций Запада. Высшей целью на данный момент является обеспечение максимальной явки и условий для свободного голосования на следующих парламентских выборах.
Чтобы такие меры были эффективны, участия Путина не требуется. И я намеренно использовал термин «Запад», чтобы стало ясно, что для осуществления этих мер у нас имеется широкий выбор средств: правительства Америки и Европы, сами по себе и коллективно, а также фонды, НПО и рядовые граждане.
И, наконец, лидерам Запада следует воодушевить Киев начать переговоры с легитимными представителями востока Украины, не российскими наемниками, чтобы составить план воссоединения.
Части этого плана нам ясны. Это — децентрализация политической власти, более сильные гарантии использованию русского языка и, возможно, отправка международных наблюдателей, чтобы местное население чувствовало себя более защищенным.Если бы Киев прямо сейчас принял на себя заслуживающее доверие обязательство в области плана послевоенных действий, это бы помогло изолировать и раздробить повстанцев.
Даже если полная военная победа представляется вполне достижимой, правительство в Киеве должно понимать, что преимущества и выгоды от переговорных процессов с местным населением перевешивают стоимость управления данным регионом в манере оккупантов. От того, как текущее правительство Украины выиграет войну будет зависеть насколько долговечен будет мир.
Г-н Путин может остановить эту войну сейчас. В какой-нибудь речи по одному из национальных каналов он мог бы превознести так называемых «повстанцев» за то, что они добились большей автономии для восточной Украины и попросить их прекратить войну, равно как и обратиться к некоторым гражданам России, чтобы они вернулись домой. Эта тропа к миру быстра, но нереальна. В отсутствие таковой, лучшим выбором для Запада является усиление содействия суверенной, процветающей и демократической Украине».
Майкл МакФол, профессор Стэнфордского университета, член научного сообщества Университета Гувера, бывший посол США в РФ