Никто не знает, о чем думал, лежа в лодке, истекающий кровью Джохар Царнаев. Полицейские же думали о том, как избежать новых жертв. Улицы города пустынны. Поезда и колесный транспорт стоят. Спортивные клубы отменили запланированные матчи. И вот по рации звучит: “Внимание всем! Он захвачен! Живым!’’. Все кончено. Бостон ликует.
18.00
Губернатор Патрик в живом эфире объявляет городу приказ: «Всем занять укрытие в том месте, где вас застало это объявление. Никому не терять бдительности». За пару часов до этого, г-н Патрик подробно обосновал президенту Обаме необходимость принятия такого решения, на что получил полную поддержку от правительства США.
18.05
Житель Уотертауна Дэвид Хеннэберри выходит на крыльцо своего дома на Франклин-стрит, чтобы глотнуть свежего воздуха. Рядом на трейлере стоит его лодка модели Slip Away II, обернутая в усадочную пленку. Лодка используется для благотворительных акций — Хеннэберри добровольно возит детей-сирот с проблемами зрения по реке Чарльз-ривер.
В этот вечер с лодкой что-то не так: пленка смещена, видны вмятины. Дэвид заглядывает внутрь лодки. Там очень много крови. И тело.
18.07
Дэвид звонит на 911, на место прибывает полиция. Офицеры начинают обход ближайших домов и вывод людей за пределы зоны возможного огневого боя.
С момента перестрелки на Лорел-стрит и отрыва Джохара от погони прошло 17 часов. Двор, где обнаружено человеческое тело, меньше, чем в полумиле от места гибели Тамерлана.
Во дворе напротив разбили временный командный пункт операции. К месту стягивается батальон нацгвардии и полиция. Над местом барражирует вертолет «Еврокоптер» с системой теплового видения.
18.18
С вертолета поступает сообщение — тело шевелится. Суперинтендант Эванс орет: «Не стрелять!»
— Обычно, если открывает огонь один, все ребята начинают стрелять, — позже пояснил Эванс. — Мы его окружили. Не хотелось, чтобы мои люди снова пострадали и очень не хотелось, чтобы убили его. Ситуация была под нашим контролем — я был уверен в этом.
18.22
К месту стягиваются машины СМП.
18.40
Тактические группы прибывают на улицу Франклин-стрит. По лодке готовы работать несколько снайперских пар.
С воздуха поступают сообщения, какие движения производит человек в лодке. Силовики учитывали возможность наличия мин-ловушек и растяжек внутри и вокруг лодки, а также то, что в топливном баке лодки полно горючего. Плотность присутствия силовиков была настолько высока, что в первую очередь были опасения, как бы люди не перестреляли друг друга. Штаб операции дает команду общевойсковикам и полиции отойти и обеспечить условия для работы тактической группы. «Всем покинуть зону поражения! Работает спецназ».
19.00
К лодке подъезжает тяжелобронированный автомобиль. Из него выдвигается механическая рука-манипулятор. Манипулятор разрезает планку и становится видно — Джохар лежит на спине. Он поднимает одну руку, которая вся в крови. Он кладет руку себе на грудь. «Он на левой стороне лодки лежит, если смотреть со стороны проезжей части,» — сообщили с вертолета.
20.25
— Мы знаем — ты там. Выходи сам, по доброй воле. Выходи с поднятыми руками.
Завхват Джохара осуществлялся сводной тактической группой из бойцов спецназа полиции и ФБР.
— То, чему подвергли город подозреваемые, вооруженные огнестрельным оружием и СВУ, приучило нас думать, что в любом месте их появления, как в этой лодке, могла быть опасность, — сказал позже Эванс. — Он мог установить там растяжки. Или иметь пояс шахида на себе. Быть вооруженным пистолетом. Он сверлил отверстие — может, чтобы подышать, а может, чтобы стрелять. С учетом его действий на марафоне, при убийстве офицера полиции и то, как он уходил от погони… Он был полностью непредсказуем и мы не знали, чем это может обернуться.
В головной группе — офицер спецназа полиции района Малден с кевларовым тактическим щитом, за ним коллега с карабином М-4 (имена засекречены) . За ними вооруженные пистолетами-пулеметами МР-5 временно прикомандированные к спецназу офицеры полиции Саро Томпсон, 33 лет, Кенни Тран, 35 лет и Брайян Харер, 44-х от роду.
Брайян Харер кричит:
— Покажи руки и слазь с лодки! Подними майку!
Ответа нет.
— Мы видели, что, он не подчинялся нашим приказам. Значит, надо было пойти и вытащить его оттуда.
Джохар, распластавшись, лежит на животе. На нем джинсы и кофта с капюшоном — худди. Он закинул левую ногу и руку на борт, пытается привстать. Видно, как трудно ему сохранять сознание. Он приподнимает голову — его лицо окровавлено, и ясно, что ему нужна срочная медицинская помощь. До сих пор нет полной уверенности, что он не вооружен и что на нем отсутствует пояс шахида.
Его шатает. Он вроде поднимает руки. Но тут же опускает. Правая рука то поднята, то опускается — и у оперативников нет окончательной уверенности, что в ней ничего нет.
Группа приближается еще на 8 футов. В какой-то момент Джохар собирается силами и полицейский фотограф делает легендарный кадр, который потом продал журналу «Роллинг Стоунз», за что с треском вылетел с работы: Джохар сидит, на лбу четко видна красная точка лазерного целеуказателя. Джохар снова поднял руки и группа пошла на захват. В ход пошли светошумовые гранаты.
Его положили животом на землю, обыскали и перевернули на спину.
Левая половина лица Джохара в крови — серьезно повреждено левое ухо. Глубокий осколочный порез на шее и кровит порезанное бедро. Он не вооружен.
20.45
“Внимание всем! Он захвачен! Живым!’’. Суперинтенданту Эвансу на сотовый звонит мэр Бостона Менино: “Народ Бостона гордится Вами!»
Машина СМП с Джохаром Царнаевым отъезжает из Уотертауна в сопровождении нескольких патрульных экипажей.
На улицы Бостона выходят ликующие люди и чествуют силовиков.
21.00
Из госпиталя Бостона, где семья погибшего Мартина Ричарда наблюдала за лечением дочери, выжившей в теракте, поступило сообщение: “Ничто из того, что происходит сейчас, не вернет нам нашего любимого Мартина и не отменит ранений, нанесенных всем пострадавшим. Мы будем молиться за их излечение и за успокоение на том долгом пути, который лежит перед нами.”
Хронология событий восстановлена по материалам следующих авторов— Jenna Russell, Thomas Farragher, Andrea Estes, Sean P. Murphy, Shelley Murphy, Matt Carroll, Jonathan Saltzman, Michael Rezendes, David Abel, Jenn Abelson, Brian Ballou, Todd Wallack, Maria Cramer, Maria Sacchetti, Andrew Caffrey, Bill Greene, Michael Levenson, Stephanie Ebbert, Akilah Johnson, Kevin Cullen, Eric Moskowitz, Jenifer B. McKim, Wes Lowery, and Milton Valencia, Evan Allen, Derek J. Anderson и Alli Knothe