Как полиция Бостона вышла на след братьев Царнаевых? Спустя чуть более чем сутки американские полицейские знали имена и лица подозреваемых в совершении теракта.
Продолжение. Хронику совершения теракта, 15 апреля, читайте здесь.
16 апреля, после полуночи
Джохар еще выходил в Твиттер и даже комментировал фотографию погибшего третьеклассника. Потом процитировал Эминема: «Nowadays everybody wanna talk like they got something to say but nothing comes out when they move their lips; just a bunch of gibberish.” (сегодня все хотят говорить, как будто есть, что сказать, но двигают губами и выдают массу фуфла.» Позже он добавит: “Я не подвержен стрессу.»
5.51 утра
К месту трагедии стягиваются граждане Бостона. Появляется импровизированный уличный мемориал. Сцена преступления, как принято говорить в практике американских силовиков, разбита оранжевым спреем на секторы. Химики, взрывники и следователи, которым предстоит восстановить общую картину преступления, работники бюро по контролю алкоголя,табака и оружия — всего человек 30 — документируют каждый объект на земле, привязывают его положение к сетке и бережно пакуют в пронумерованные пакеты, которые срочно доставят в спецхранилище в Сипорте (район Бостона).
“Нам пришлось иметь дело с тысячами объектов, которые потом составили материально-доказательную базу следствия,” — сообщил позже кто-то из этих экспертов.
Сила взрывов была настолько велика, что некоторые объекты, например, крышка от скороварки, были найдены на крышах близлежащих домов. По этой-то крышке и по другим деталям воссоздали взрывное устройство, спрятанное внутрь скороварки и начиненное поражающими элементами в виде гвоздей и шаров от подшипников.
В ночь с понедельника на вторник следователи задержали и опросили саудовца, студента одного из местных университетов, и обыскали его квартиру в районе Ривийер. Один из раненых в теракте из сводок узнал этого человека и сообщил о нем. Саудовец был не единственным, кто попал в поле зрения как возможный террорист, позже газета «Нью-Йорк Пост» опубликовала на передовице фотографию каких-то двух людей и статью про них с громким заголовком «Челноки». Челноки позже оказались вполне «ровными чуваками».
Из-за опасения продолжения серии терактов и новых взрывов в бостонском аэропрту «Логан» отменены два рейса. В Кафедральном соборе Святого Креста на Саут-Энд начинается подготовка к межконфессиональному молебну, запланированному на четверг, на котором выступит президент Барак Обама.
Вдобавок к уже собранным материалам в адрес следственной группы постоянно поступают новые видеозаписи от каких-то туристов, бизнесменов, местных граждан. Следователи просматривали записи по многу раз, всматриваясь в малейшие признаки каких-то отклонений, какой-то неестественности.
— Объем материала затруднял работу, — позже объяснял Тим Албен, полковник полиции штата Массачусетс. — В то же время мы были очень даже уверены, что камер было достаточно, чтобы нам уловить что-то, что приведет нас к террористам.
12.30
Джохар Царнаев приходит в автомастерскую на Коламбия-стрит в районе Сомервилль. Это недалеко от дома Царнаевых на Норфолк-стрит, выходящей на дорогу Кембридж-Сомервилль. Он пришел забрать белый «Мерседес-Бенц» якобы его подруги, оставленный тут две недели назад. Задний бампер был еще не починен, но Джохар сказал механику, Джильберту Джюниору, что машина ему срочно нужна и он забирает ее. Джюниор сообщил следствию, что обычно расслабленный и постоянно говорящий о футболе, траве и девчонках, 19-летний Джохар в тот день выглядел неспокойно: «Он ногти кусал и тряс коленками. Я подумал, он колес наглотался… Если бы я только знал …»
14.00
Установлена личность самой молодой жертвы теракта. Это 8-летний Мартин Ричард из бостонского района Дорчестер. По сети разлетелась фотография, рядом надпись — «Больше никакого насилия над людьми. Всем мир…».
В бостонском пригороде Медфорд скорбит семья 29-летней медсестры Кристл Кэмпбел. Скорбит университет Бостона, потерявший Лю Линьцзы, 23-летнюю студентку факультета статистики.
Мэр Патрик Менино и сенатор Элизабет Уоррен навестили раненых, которых разместили в различных госпиталях Бостона. В Дорчестере, в квартале Эшмонт, одноклассники Мартина Ричарда безмолвным маршем прошлись по улицам своего района до дверей его родительского дома и усыпали крыльцо цветами.
14.30
Согласно показаниям Эмиля Фиораванти, шефа полиции университетского городка, где учился Джохар, в послеобеденное время тот был на территории своей альма-матер. Внимательно изучив данные записей камер наблюдения с терминалов доступа, а также полученные в процессе опросов студентов и профессуры, люди Фиораванти установили, что Джохар проводил некоторое время на территории кампуса в периоде со вторника по четверг.
16.00
Следователи, просмотрев тысячи и тысячи записей, наконец, выделили отрезок времени, на котором два подозрительных молодых человека двигались по Бойлстон-стрит на восток за 12 минут до взрывов. Эти парни несильно заботились о том, что надо скрывать лица. Один из них был в белой кепке, развернул ее на голове козырьком назад и очень четко показал свой профиль. Подозреваемый №2, как его обозначило следствие, непринужденно общается по сотовому телефону и едва реагирует на первый взрыв.
21.05
Система безопасности университета, где учился Джохар Царнаев, сохранила запись — он воспользовался карточкой доступа, чтобы посетить фитнесс-центр. Различные камеры наблюдения зафиксировали его появление на улице в течение 5-10 секунд.
23.50
Наконец, получены кадры, которые утром в среду лягут на стол полковника полиции штата Тима Албена. Отдельно ему показаны снимки, где Подозреваемый №2 бросает свой рюкзак на землю, рядом с рестораном «Форум», и удаляется.
— Я сразу понял, что у следствия прорыв, — сказал позже Албен.
Продолжение следует.