Казахстанскому зрителю полюбился сериал «Сулейман Великолепный», который идет на телеканале «Хабар». Совсем недавно завершился третий сезон, а осенью выйдет четвертый, которого телезрители ждут с нетерпением. Предлагаем вам несколько фактов о сериале.
1. Герой сериала Сулейман, завоеватель и законодатель, правил Османской империей с 1520 по 1566 г.г. В 1538 г. стал халифом исламского мира. При нем империя провела ряд разгромных для врагов войн и сама находилась в процессе постоянного внутреннего самосовершенствования. Запад зовет его Сулейманом Великолепным. Турки благоговейно обращаются к нему Кануни (Законодатель, Закон, Учитель). Его войска осадили и захватили изрядное количество столиц, а также больших и малых городов Востока и Европы. Его называли «Повелителем трети мира».
2. В 21 веке толпы осман, с криком «Аллах Акбар!» осадили столичный офис турецкой телекомпании Show TV, которая транслирует сериал для внутренней аудитории Турции и закидали офис тысячами яиц. Еще большим количеством яиц закидали известные всем зрителям рекламные плакаты сериала по всей Турции. Этому предшествовали более 70 000 жалоб и возмущенных писем, поступивших в разные инстанции, пока на них не обратил внимание Высший совет по радио и телевидению Турции (далее Совет), который заявил, что канал Show TV, который транслировал сериал, неверно показал «приватную жизнь исторической личности» и потому должен был извиниться перед аудиторией. Критики сериала жаловались на отсутствие уважения к личности султана и на фривольное жонглирование историческими фактами — сериал изобилует сценами, где хмельной Кануни развлекается со своими наложницами.
3. В концов концов, молчание нарушил и г-н Реджеп Тайып Эрдоган, нынешний президент, а тогда еще премьер Турции. Он назвал сериал «попыткой показать молодому поколению, нашу историю в негативном свете. Это не наш Сулейман, которого мы знаем… Перед лицом народа я порицаю и режиссера, и владельца телекомпании. Мы уже подняли тревогу в соответствующих органах и ждем юридического решения.”
4. «Турецкие авиалинии» сняли сериал с рейсов. Тогда же Октай Сарал, юрист-законотворец правящей партии Турции и человек Эрдогана заявил, что подготовит законопроект, запрещающий посягательства на «национальные ценности» посредством «оскорбления, очернения, искажения и искривления» исторических личностей и событий. К слову, в турецких законах есть положения, позволяющие заключать под стражу лиц, «очерняющих турецкий народ».
5. Мерал Окай, сценарист сериала, сообщила в интервью турецким либеральным СМИ, что зрителей раздражает то, как были показаны внутренние механизмы царствующего дома. “С самого начала мы повторяем одно и то же: наш сериал — это художественный вымысел, на который нас вдохновила история», — сказала г-жа Окай. “Войдя в гарем, мы сделали этих неприкасаемых людей ближе к простым людям”. Неудобства испытали и другие создатели сериала — в своем официальном обращении, компания TIMS Productions, выпускающая сериал, заявила, что весьма щепетильно решила вопрос с «критикуемыми моментами».
“Мы считаем, что, увидев дальнейшее продолжение сериала, люди будут меньше жаловаться», — но при этом добавила, что обвинения в неподобающем отражении фактов из истории Османской правящей семьи, несправедливы. “С учетом оформления, костюмов и визуальных эффектов, этот сериал является одним из самых амбициозных проектов в истории турецкого телевидения.» А также сообщила, что в кубках актеров был сок, а не вино.
6. Для актера Халита Эргенча, ветерана турецкой «мыльной сцены», роль Сулеймана обернулась тысячами угроз и упреков в его электронный адрес. Но вознесла до небес ранее никому неизвестную актрису турецкого происхождения из Германии.
7. Может быть, упреки в адрес сериала отчасти и верны. “В Османской империи в приличном обществе о женщинах не говорили и очень мало о них писали. Поэтому нет никаких османских источников, которые бы могли однозначно рассказать, как была устроена жизнь в гареме. Обычно мы черпаем информацию из европейских источников. Некоторые из них были весьма осведомлены, особенно венецианцы. О Хуррем ( Роксолане) нам очень много неизвестно, равно как и о других успешных конкубинах той эпохи, так что сценаристы, наверное, очень постарались, чтобы скроить нечто правдоподобное», — так заявил профессор Нью-Йоркского университета Лесли Пиерс, автор книги «Императорский гарем — женщины и суверенитет Османской империи в интервью Нью-Йорк Таймз, об образе Роксоланы и сериале). И добавила, что согласно отчетов венецианских дипломатов того времени, Хуррем была “еще той умницей». «Она, конечно, играла в политические игры, но от них — матерей принцев — того и ожидали. И добилась политического влияния, которого до нее ни одна женщина в истории не имела. Теперь она — образец королевы-матери или как их принято называть в Турции — валиде-султанши.»
8. Протесты напугали исполнительницу роли Роксоланы — Хюррем Узерли, написавшую в своем блоге «для меня это ненормально, ведь я не отсюда» и уехавшую либо лечить эмоциональное опустошение, либо ждать предстоящие роды — в Берлин. Также все эти протесты обнажили скрытые противоречия общества — между теми, для кого сериал всего лишь развлечение, и теми, кто усмотрел в нем угрозу ценностям, что возвеличили Сулеймана и его государство.
Мы перелопатили некоторое количество турецких англоязычных форумов и несколько самых характерных. Некто под именем «Нагейек» написал авторам, что у них «есть право ненавидеть Ислам, если они того хотят, но у них нет прав лгать о нашей истории и о жизни этого великолепного человека.» В противовес ему блоггер Ябанчи написал: «Это же мыло… развлекуха…Придите в себя». Некоторых, например 37-летнего торговца текстилем Чема Сахина, привлекли исторические аспекты фильма: «Я люблю сериал, потому что я обожаю эту чудесную эпоху Османской империи. Не понимаю, почему люди протестуют, ведь это всего лишь шоу на телевидении.»
И над всем этим возвышается фигура харизматичного нового президента Турции, который прославился своим брутально-консервативным подходом к некоторым вопросам внутренней политики. Ихсан Даги, автор и ведущий колонки в турецкой газете Today’s Zaman, которая до недавнего времени имела обыкновение следовать в фарватере генеральной линии правящей партии, написал, что вендетта Эрдогана против сериала весьма символична: “Глава правящей партии ведет себя так, будто он имеет право вмешиваться в жизни и выбор людей, как будто он ответственен за этот выбор. Мандат премьера был воспринят им как инструмент для контроля идентичности и образа жизни людей». Весьма кстати в тот же день, когда вышла колонка Даги, власти Турции оштрафовали на 30000 долларов США один из телеканалов за выпуск в эфир одной из серий мультсериала «Симпсоны», где Бог попал под влияние Шайтана. Программа «высмеивала Бога» и подталкивала молодежь к пьянству во время рождественских праздников». Г-ну Даги вторит Петр Залевский, либеральный журналист, пишущий на турецкую тематику, в своей статье в журнале «Таймз». «Нам кажется, Эрдоган отрицает любые интерпретации времен Османской империи, которые не льстивы. Султан на коне устраивает всех. Помятый, с похмелья и только слезший с подруги – не устраивает никого.» Тот же Залевски критикует Эрдогана за «закручивание гаек» вокруг сериала: «…Теперь скандал о морали и нравственности стал похож на «скандал за власть», а конкретнее — помогал желанию Эрдогана зарегулировать все и вся в Турции. Несколько лет назад еще можно было сказать, что не слова Эрдогана имели вес, а конкретные действия его партии, но сегодня сложилось так, что разница между Эрдоганом и партией стерлась, и теперь все происходит так, как говорит он.»
Недвусмысленные и зачастую ортодоксальные жесты Эрдогана напугали не только нежное создание из Берлина и господина Залевски. Однажды Эрдоган приехал в восточную провинцию Карст и назвал статую в честь примирения турков и армян «монструозным порождением». Статую снесли. А еще у Эрдогана есть Совет по радио и телевидению, который имеет в Турции репутацию учреждения крутого, которое не колеблясь запретит или отозовет любой материал, который он посчитает оскорбительным. С учетом этого, реакция Совета на сериал кажется удивительно мягкой и весьма комплементарной для его популярности — он как шел, так и продолжает транслироваться, за исключением нескольких, не доходящих до нас сцен с поцелуями, и главное, рейтинги его продолжают расти. Ну не за сок же вместо вина и не за фиговый листочек вместо поцелуев.
Может потому, что сериал сорвал немыслимое ранее для турецкого «мыльного многосерийного кино» количество наград и номинаций (около 40), приковав внимание аудитории в 50 странах Балкан и Ближнего Востока? Изучив список стран, где транслируется сериал, любой придет к выводу, что территориальный охват «Сулеймана Великолепного» практически полностью соответствует территориальным приобретениям Оттоманской империи в эпоху правления Сулеймана и его отца Селима (кроме нас). Аудитория сериала составляет 150 миллионов человек и помимо него в этих странах транслируется еще 50 турецких сериалов. В среднем, в год Турция продает своих сериалов на 50 миллионов долларов США, минимум.
Или его ошеломляющий успех возник потому, что при всей своей экстравагантности, мишуре, женщинах, вине и маленьких несуразностях не сериал породил новую волну интереса к тем историческим временам, а сам стал результатом явления, которое можно назвать «османский ренесанс» или «сарафанно-османская ностальгия», которая возникла и окончательно оформилась в Турции за последнее десятилетие, на фоне впечатлительных экономических успехов. Одним из очевидных проявлений этой ностальгии является ощутимая сегодня популярность текстильного, художественного, архитектурного искусства и кухни времен «Великолепной эпохи». А еще сериал может быть популярен потому, что у истоков этой ностальгии стоит не ренессансная и не рефлексирующая в ностальгии фигура Реджепа Тайыпа Эрдогана — главного критика сериала и человека, зарегулировавшего всю либеральную Турцию?
Его конкретные практические шаги по восстановлению связей с Балканами и Ближним Востоком и напористая внешняя политика, в целом, могли породить ностальгию по временам Селима и Сулеймана. В дополнение к экономическому рывку 2000-х, у турецкого президента есть еще одна инциатива — реформировать Турцию в президентскую республику, по образу и подобию США. Критики Эрдогана едко замечают, что он сам грезит лаврами Сулеймана.
Повторюсь, что турецкие сериалы, как и продукция Голливуда, ротируются на территории 50 стран бывшей Османской империи и пользуются там популярностью. Это ли не элемент общей экспансии на фоне укрепления национальной экономики и международной репутации страны?
В заключение хочу сообщить, что потомки турецких султанов, а таковые еще остались и немало, также возмущенные фривольностью сериала, заявили о намерении создать другой, правильный. Так что ждем новой османской экспансии, теперь уже от носителей генетической памяти самого Кануни.