Военные власти Таиланда объявили о формировании до сентября 2014 года временного правительства страны, которое завершит работу над проектом новой Конституции.
Ожидается, что в результате парламентских выборов 2015 года будет сформировано новое правительство. Несмотря на то что в новом парламенте большое количество мест займут военные, тайцы надеются, что обещанные генералом Прают Чан-Оча масштабные реформы будут способствовать снижению уровня коррупции в стране, сокращению социального неравенства, обеспечению равного доступа населения к жизненным ресурсам.
В свою очередь, военное руководство страны преследует несколько целей как внутри-, так и внешнеполитического характера. Для внешних игроков это сигнал о скорейшем восстановлении демократии в Таиланде, что должно повлечь за собой приток финансирования различных отраслей экономики и вернуть утерянные позиции в получении различного рода помощи. Так, в результате вмешательства военных США закрыли программу военной помощи Таиланду в размере 3,5 млн долларов и рассматривают возможность прекращения и прямой помощи в размере 7 млн долларов.
Для внутриполитических игроков появится возможность направить свои силы не на борьбу против военных, а заняться перегруппировкой сил для победы на предстоящих выборах.
На временное правительство будет возложена сложная задача – стабилизировать ситуацию в стране и провести демократические выборы с соблюдением всех требований равного избирательного права в условиях глубокого внутреннего раскола в обществе. Главной причиной острой конфронтации в обществе стала борьба между так называемыми «капиталистами» и «традиционалистами», которая возникла после прихода к власти в 2001 году Таксина Чиннавата и запуска программы борьбы с социальным неравенством в стране, которая оказалась довольно продуктивной. Эти успехи позволили партии «Тхай Рак Тхай» (ТРТ), возглавляемой Т. Чиннаватом, получить большинство в парламенте на выборах в 2005 году и сформировать однопартийное правительство, что и спровоцировало начало политического кризиса в стране, так как привело к нарушению устоявшейся 1980–1990-е годы системы сдержек и противовесов.
Существовавшая ранее система исключала концентрацию политической власти в одних руках и принятие единоличных решений. Это позволяло тайному совету, органу при короле Таиланда, и самому монарху играть особую роль в политике страны и формировать повестку национального развития страны.
Монополизация власти ТРТ и ее лидером сильно ослабили позиции «традиционалистов», представлявших интересы среднего класса и консервативных кругов и назвавших себя «желторубашечниками» (желтый цвет короля). Противоборствующий лагерь был представлен так называемыми «краснорубашечниками», сторонниками Чиннавата, представителями аграрных регионов севера и востока Таиланда. Началом политического кризиса стало отстранение от власти Чиннавата в 2006 году. Противостояние двух противоборствующих сторон не оставило выбора военным, которым пришлось вмешаться в ситуацию и передать власть «нейтральному кабинету» А. Вечачивы. По решению Конституционного суда, в 2008 году сторонники Т. Чиннавата — Самак Сунтхаравет и Сомчай Вонгсават были смещены с поста главы правительства. Таким образом, ситуацию, сложившуюся после 2006 года, можно назвать победой «традиционалистов», так как произошло восстановление статуса-кво, существовавшего до 2005 года. Однако противостояние сторон продолжалось, хотя и носило вялотекущий характер. При этом ни одна из сторон не могла претендовать на политическую монополию.
Очередное обострение политической ситуации произошло в 2011 году после прихода к власти партии «Пхыа Тхай», преемницы запрещенной в 2006 году ТРТ. Возглавляемая младшей сестрой Таксина Чиннавата, Йинглак Чиннават партия вновь получила большинство в парламенте и возможность единолично формировать правительство. Предвыборный лозунг партии «Таксин думает, Йинглак делает» вызвал опасения со стороны «традиционалистов», но был лишь знаком уважения к брату. На практике Йнглак Чиннават проявила себя как лидер, способный находить компромисс с политическими элитами страны. Шаги, предпринимаемые премьер-министром, казалось, могли привести к достижению консенсуса между противостоящими сторонами. Однако «традиционалисты» воспользовались первой же ошибкой кабинета Йнглак Чиннават, которая, пытаясь удовлетворить желания брата вернуться в страну, инициировала в ноябре 2013 года принятие закона об амнистии. Противники партии «Пхыа Тхай» перешли в наступление, спровоцировав начало масштабных манифестаций в Бангкоке и других крупных городах страны.
В течение полугода, пока происходили столкновения правительственных и антиправительственных сил, ни военные, ни Конституционный суд не вмешивались в ситуацию, сохраняя нейтралитет. Такая позиция давала сторонам шанс прийти к компромиссу в рамках имеющихся демократических инструментов.
Однако политический кризис, отягощенный экономическими проблемами, обострил не только противостояние «краснорубашечников» и «желторубашечников», но и проблему сепаратизма на юге страны. В этой ситуации военным пришлось вмешаться в ситуацию и создать Национальный совет по поддержанию мира и порядка.
Таким образом, перед военным руководством страны стоит сложнейшая задача, консолидировать различные политические элиты страны. С одной стороны, уже не получится вернуться к тому балансу сил, который устраивает «традиционалистов», период после 2006 года продемонстрировал, что эта конструкция неустойчива. Демократические реформы 1997 года привели к тому, что каждый гражданин страны может принимать участие в политическом процессе и хочет, чтобы его мнение учитывалось, а на данный момент большинство поддерживает Чиннаватов. Досрочные выборы в феврале 2014 года, на которых правящая партия «Пхыа Тхай» одержала победу, в очередной раз это подтвердили. С другой стороны, нельзя оставлять и существующую систему, партия ТРТ и различные ее перерождения, руководят страной, опираясь на большинство, без учетов интересов других участников политического процесса.
В дополнение ко всему могут усилиться региональные и религиозные противоречия на юге страны и в местах компактного проживания мусульман, лояльность которых государству держится исключительно на авторитете монарха. Нынешний монарх Рама IX обладает высочайшим авторитетом у всех групп населения, примером чему является празднование дня рождения короля, во время которого все политические силы прекратили манифестации. Но сегодня здоровье 86-летнего монарха вызывает большие опасения, а наследник не пользуется столь высоким авторитетом у жителей страны.
Выход из ситуации военное руководство видит в принятии новой Конституции. Учитывая сложившуюся политическую ситуацию в стране, можно предположить, что изменения буду касаться, во-первых, роли монарха в сторону ограничения его власти. Главная причина такого решения – практическое отсутствие авторитета у наследника престола среди населения королевства.
Во-вторых, возможно, будет пересмотрена роль верхней палаты парламента, сената, с целью интегрировать туда членов тайного совета и таким образом удовлетворить интересы «традиционалистов».
В-третьих, усиление роли премьер-министра, которое приведет к укреплению вертикали власти, что, в свою очередь, сплотит политические элиты страны. В качестве примера может быть взят опыт соседней Малайзии.
В-четвертых, скорее всего, роль военных не будет пересмотрена и останется на прежнем уровне что сохранит положительный имидж страны на международной арене.
Таким образом, новая Конституция может способствовать примирению противоборствующих политических сил страны на основе создания новой системы сдержек и противовесов.
Опыт Таиланда демонстрирует нам, что наличие демократических институтов само по себе не гарантирует стабильного развития политической системы восточной страны. Важным условием является степень договороспособности местных элит. В то время как в тайском обществе, в котором присутствует высокая степень иерархичности и патрон-клиентская система взаимоотношений, договороспособность находится на довольно низком уровне. Собственно это и не позволяет им самостоятельно находить консенсус. Поэтому армия вынуждена выступать в роли арбитра между противоборствующими сторонами и ради этого приостанавливать действие демократических институтов.
Асет Ордабаев, Институт Азиатских исследований