Крах — лучший способ начать ценить то, что у тебя есть. Поэтому американские нефтяники смотрят новости про месторождение Кашаган в Казахстане со смесью беспокойства и ликования.
Кашаган стал кошмаром для крупных игроков нефтяного рынка таких, например, как КазМунайГаз (Казахстан), ЭНИ (Италия), ЭксонМобил (США), Ройял Датч Шелл (Нидерланды), КННК (Китай) и Тоталь (Франция). Партнеры по кашаганскому проекту уже вложили в него более 50 миллиардов долларов за прошедшие 20 лет, что как минимум на 30 миллиардов долларов США превышает изначальную сумму, предусмотренную для Кашагана. Планировалось, что первая нефть поступит на рынки уже в 2005 году., то есть задолго до начала массированной добычи американской сланцевой или трудноизвлекаемой нефти. После ряда отсрочек операторы вроде бы наметили сроки добычи. Потом случилась знаменитая утечка. В общем, «будем посмотреть».
В самом деле, в сравнении с «кашаганским кошмаром», появившиеся как грибы после дождя американские месторождения трудноизвлекаемой нефти, например, Баккен, Игл Фор и Пермиан, выглядят как реализованная «американская мечта». На этих промыслах стоимость бурения в среднем меньше 10 миллионов долларов США за скважину. При наличии притока нефти из скважины на уровне 750 баррелей в сутки в течение первого года эксплуатации скважины американские буровые компании «отобьют» свои затраты меньше чем за 18 месяцев. Остальное — дело техники. Объективная экономика трудноизвлекаемой нефти вызвала такой рост буровых операций, что за последние пять лет внутренняя добыча нефти в США выросла на 3 миллиона баррелей в сутки.
В мире есть много документов, обосновывающих и объясняющих степень воздействия на окружающую среду и последствия от разрывов геологических пластов. Разливов нефти и утечек в промысловом оборудовании быть не должно. Но при этом большая часть американской трудноизвлекаемой нефти легка и содержит мало опасного сероводорода. Это значит, что американским нефтяным компаниям не приходится иметь дело с необходимостью отсечения и изоляции попутного токсичного газа, в котором содержание сероводорода настолько высоко, что он разъедает сталь практически немедленно.
Правительство Казахстана приняло меры в связи с откладыванием добычи и заставило консорциум выплатить штраф в размере 735 миллионов долларов США. Ранее казахские власти уже так поступали и в процессе диспутов с инвесторами по поводу отсрочек выбили себе большую долю участия в проекте.
Вложенные 50 миллиардов были предназначены только для первой фазы освоения, т.е. для обеспечения уровня добычи в 400 тысяч баррелей в сутки. При таком уровне добычи и предполагаемой стоимости барреля на уровне 100 долларов США в сутки, у партнеров бы пять лет ушло только на возврат инвестиций в строительство. Смогут ли при таком раскладе инвесторы поднять добычу до 1,5 миллиона баррелей в сутки?
Смогут, но только, если они не пользуются лучшими возможностями американского рынка. Благодаря растущей эффективности и точности горизонтального бурения, американским компаниям предстоит еще несколько десятилетий бурения внутри США. Со своей хорошей экономикой, гарантированными правами на собственность, квалифицированным персоналам и более безопасными геополитическими условиями США уже привлекают по 200 миллиардов долларов в год.
Кристофер Гельман (Forbes)