Казахстанская футбольная федерация настолько увлеклась натурализацией, что перестала обращать внимание на нарушения регламента ФИФА – главного футбольного органа всея планеты.
За последние четыре года в сборную Казахстана вызывают футболистов, которые не имеют права играть за нее. Как оказалось, чтобы натурализовать игрока для сборной, одного паспорта мало, и нужно соблюсти еще кое-какие важные процедуры. Но в казахстанской федерации этого никто делать не стал. И теперь, если эти нарушения вскроются, ФИФА может принять самые жесткие меры, предусмотренные регламентом – техническое поражение во всех матчах, где играли неправильно натурализованные, со счетом 0:3. И большой штраф. Причем, это самое малое, что может произойти.
Либо в ФФК (федерация футбола Казахстана) не читали регламента ФИФА, либо предпочли не замечать одного очень важного в нем пункта, касающегося натурализации футболистов, но логичный ответ на вопрос «Почему они это допустили?», нам дать сложно.
Итак, по правилам органа, определяющего в футболе вообще все, каждая сборная может привлечь в свои ряды игрока из другой страны. Для этого нужно несколько важных вещей.
Во-первых, само собой, гражданство. Во-вторых, нужно прожить на территории страны, под эгидой ассоциации которой футболист намерен выступать, пять лет и более. И обойти это «во-вторых» можно лишь в одном случае – если игрок, кто-то из его биологических родителей или же бабушка с дедушкой родились в этой самой стране. По-другому никак. И директор департамента сборных команда ФФК Владимир Нидергаус не может не знать об этом. Как и другие руководители этого органа.
Если проще, то тому же вратарю Андрею Сидельникову, который приехал в Казахстан летом 2008-го, а получил паспорт в 2009-м, можно было начинать играть за нашу сборную только в этом году. А не в 2010-м, как это было на самом деле. Дебютировавший с Сидельниковым в один день Михаил Рожков и вовсе надел майку сборной еще до того, как его нога ступила на столичную землю, где базируется «Астана», в которой Рожков играл потом. И таких примеров с десяток. За все это от ФИФА может влететь. Причем, очень сильно.
В 2008-м году на конгрессе ФИФА в Австралии было принято решение об изменении правил натурализации игроков. Для смены футбольного гражданства игрок должен не менее пяти лет выступать в национальном чемпионате новой родины. В июне 2011 года представители ОАЭ, стремясь пригласить в свою сборную ряд бразильских игроков, инициировали на конгрессе ФИФА смягчение этой нормы (речь шла не о пяти, а о трех годах). Но в поддержку этого нововведения выступило всего 42 федерации, а против проголосовало – 153.
Если честно, то даже страшно представить, какие санкции могут быть применены к нашему футболу из-за желания руководителей федерации добиться сиюминутного результата чужими руками. Может дойти вплоть до отстранения казахстанского футбола от международных матчей на пару лет. Примеры уже есть: Сирия выпустила в 2011 году игрока, которому ФИФА не давала разрешение на смену гражданства, и ФИФА исключила сборную из отбора!
Вообще натурализация – процесс нередкий в нашем спорте. Только у каждой международной федерации свои стандарты трактовки этого понятия. Где-то достаточно иметь лишь паспорт страны, а где-то нужно быть кристально «чистым» в прошлом – не иметь опыта выступлений за другую сборную. Например, в футболе ты не можешь играть за Казахстан, будучи заигранным за другую страну. А вот в тяжелой атлетике можно, если подождать два года.
Так вот, в футболе есть примеры, когда футболист выбирает для себя определенную сборную, не являющуюся для него родной. Последний пример из этого – бразилец Диего Коста, который предпочел вместо своей родины лоббировать интересы испанского футбола на последнем чемпионате мира. Прежде чем ему удалось получить разрешение на сей шаг, испанская федерация получила разрешение от ФИФА, чье правило «Право на участие в соревнованиях» устанавливает четкие критерии, которые направлены на противодействие массовой натурализации футболистов.
Сейчас в России также поднимается вопрос натурализации: бразилец Вандерсон из «Краснодара» изъявил желание надеть майку сборной этой страны. Но в российской федерации, в отличие от казахстанской, люди в курсе регламента ФИФА и его пунктов, различных циркуляров. Поэтому у них так легко, как у нас, ничего не выйдет, и если нужно ждать, то они будут ждать.
К тому же, у России есть турнирные соперники. То есть это сборная с амбициями, определенным уровнем мастерства, класса и, следовательно, перед ней ставятся серьезные задачи. И если они вопреки правилам пригласят в свой состав иностранного футболиста, а ФИФА этого не заметит, то какая-нибудь федерация (например, Украины) просто «настучит» об этом факте в главный футбольный орган. В нашем же случае, похоже, никому просто нет дела – нарушает Казахстан регламент или нет. Сопернику казахстанцев по прошлому отборочного турниру чемпионата мира с Фарерских островов может и неизвестно о том, когда приехал к нам Сидельников, а когда условный Хайруллин, а вот будущему собрату по подвалу турнирной таблицы – Латвии – этот факт может в итоге помочь. Если мы не решим проблему раньше.
Список футболистов, натурализованных для сборной за последние 4 года, которые не имели права играть за Казахстан:
P.S. Тем временем главный тренер сборной Казахстана Юрий Красножан решил просмотреть в деле еще нескольких иностранных игроков для команды. На августовские сборы приглашены экс-украинец Кирилл Пасичник и бывшие россияне Марат Бутуев и Евгений Постников. Пока они за нас не играли, но если это случится, то список можно пополнить.
Ян Кротов