Согласно новым поправкам в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», безалкогольного пива в стране не существует.
18 июня 2014 года алкогольным королям прикрыли последнюю рекламную лазейку — благодаря принятым в тот день поправкам, безалкогольное пиво больше не может считаться пивом и рекламироваться в таком качестве.
До этого момента в республике действовала странная ситуация. Реклама алкогольной продукции была запрещена, но производители нашли в этом запрете лазейку: «Пейте наше безалкогольное пиво!» Ни производителей, ни проверяющие органы не смущал тот факт, что рекламируемого безалкогольного пива могло не быть в ассортименте — зато было алкогольное! Наконец, депутаты решили, что эту лазейку закрыть очень просто – достаточно законодательно исключить сам факт существования безалкогольного пива.
В апреле 2014 года мажилисмен Танирберген Бердонгаров заявил:
— Пивники, пользуясь лазейкой, создают рекламные компании с визуально схожими бутылками пива, просто пишут снизу полупрозрачными буквами надпись – «безалкогольное пиво». Де-факто рекламируя свою алкогольную продукцию.
В общем, поправку депутата одобрили и утвердили. Теперь, согласно пункта 15 статьи 5 Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции»: пивом является алкогольная продукция, насыщенная двуокисью углерода, получаемая путем сбраживания охмеленного солодового сусла пивными дрожжами. О безалькогольном пиве ничего не сказано, значит, согласно новому закону, безалькогольного пива просто не существует.
Во многих странах мира правила разрешают считать безалкогольными сорта пива если алкоголь не превышает 0,5 градуса. Но есть сорта пива, в которых алкоголь отсутствует полностью (0,00 объемного процента). В Казахстане теперь такого пива де-юре не существует, хотя де-факто «нулевочки» купить можно.
Продажи безалкогольного пива растут во всем мире. И это факт. В позапрошлом году, согласно данным журнала The Economist, безалкогольного пива реализовано на 80% больше, чем в 2007 году. В прошлом году этот показатель увеличился еще на 12%. При этом продажи алкогольных пивных версий неуклонно снижаются – широкая рекламная кампания о вреде алкоголя делает свое дело.
К тому же безалкогольное пиво не так уж и «бесполезно»: японские ученые пришли к выводу, что его регулярное употребление снижает риск раковых заболеваний, а американские стоматологи признали безалкогольное пиво самым безопасным напитком для зубов.
Между тем, в законе о рекламе, который действует с 2007 года, черным по белому написано: «запрещается реклама товаров (работ, услуг) с использованием элементов товарного знака или названия, известного кaк наименование алкогольной продукции, табака и табачного изделия, которые прямо или косвенно предлагают алкогольную продукцию, табак и табачное изделие, зa исключением географических указаний и фирменных наименований». Но, видимо, депутатам этого показалось мало или об этом пункте закона они просто не знали…
– Все, что ниже 0,5%, считалось безалкогольным – это тот же квас, кефир, кумыс – эти продукты мы однозначно относим к безалкогольным, а пиво с тем же градусом мы почему-то уже относим к алкоголю, – считает начальник цеха розлива ТОО «Carlsberg Kazakhstan» Сергей Рычков. – Для меня не совсем понятно, где здесь правда. Конечно, у нас теперь будут сложности с рекламой и не только. Одной из наших целей было увеличивать сегмент низкоалкогольного пива, сейчас, с новым законом, это сделать будет сложнее.