Лазейка в законе позволяет обойти огромные налоги на машины с мощными двигателями. С 1 ноября 2013 года номер двигателя автомобиля не вносится в свидетельство о регистрации транспортного средства (СРТС). Таким образом, он считается запчастью и при его замене указывать изменения в свидетельстве не нужно. Это позволяет поставить на машину более мощный двигатель, но при этом налоги платить за старый слабенький движок.
Платить большие налоги за авто с большим объемом двигателя может позволить себе далеко не каждый. В разговорах о так называемом налоге на роскошь было сломано не мало копий, но, так или иначе, сейчас он действует. И все мы, как граждане страны, вынуждены были ему подчиниться.
А потом появился еще один закон, отменивший прежнюю необходимость в случае замены двигателя в машине менять и технический паспорт. Мало того, двигатель больше не является агрегатом и в СРТС отныне номер его не указывается.
Новшества в оформлении сразу вызвали множество обсуждений и споров. Но самым интересным из них стал тот, что некоторые автовладельцы — любители мощных авто восприняли нововведения как возможность поставить на своего железного коня двигатель с большим, нежели прежний, объемом, а платить налог по старому: контроля-то нет!
Каким образом теперь налоговики будут собирать платежи понять сложно.
Распишем ситуацию детально. Объем двигателя машины указывается в каждом техпаспорте. Его легко проверить по так называемому ВИН КОДу (он же номер кузова ТС). Согласно этим данным, и оплачивается налог. А теперь появляется «самоделкин», который, зарегистрировав на себя машину объемом, к примеру, 2 литра, решил поставить движок помощнее — 3,5. И сделал это. Ездит он так и год, и второй, и третий, а налог платит по старым данным. И что самое интересное, проверять никто не станет. Инспекторы полиции и прежде не часто заглядывали под капоты, останавливая за нарушения.
— Понятно, что и налоговики этого делать не станут, — говорит юрист Сергей Уткин. — Они в этом не специалисты. Вот и получается, что государство, которое должно все упорядочивать, приняло, в определенном смысле слова, глупый закон. Сейчас сложно это комментировать и только время покажет, как будет развиваться ситуация.
Возможно чиновники, которые продвигали закон, позволяющий считать двигатель не агрегатом, а одной из запасных частей автомобиля рассчитывали на то, что нарушения будут выявляться при проведении технического осмотра. Но тогда и здесь они просчитались. Во-первых, он давно передан частникам, а им, как известно, тоже все по барабану. Тем более что сам техосмотр давно превратился в полулегальный сбор денег. На любой станции техдиагностики его можно получить, даже не загоняя авто на тестирование, заплатив от двух до пяти тысяч тенге.
В дорожной полиции разводят руками и давать официальные комментарии не спешат. В неофициальных же беседах признают: «Да, такой вопрос стоит. Но мы ничего не можем сделать. Сказали нам в техпаспорте не указывать номер двигателя, мы подчиняемся».
Открывшиеся возможности мухлевать с налогами на транспорт вызвали бурное обсуждение на самых разных интернет-форумах. Мнений множество. Одно из них — замена двигателя на более мощный считается переоборудованием транспортного средства, а это уже требует документального оформления в полиции
«Внесение изменений в конструкцию транспортного средства путем замены силового агрегата будет являться переоборудованием. В соответствии с требованиями пункта 4.3 СТ РК 1418-2005 «Автотранспортные средства. Переоборудование. Общие положения и технические требования», переоборудование, которое приводит к изменению разрешенной максимальной массы базового АТС, ее распределения по осям, модели двигателя, его веса, мощности, систем питания и подачи топлива, колесной базы или колесной формулы, тормозного, рулевого управления и трансмиссии, внешних осветительных приборов, допускается проводить при соблюдении следующих условий: наличие разрешений предприятий-изготовителей базового АТС на соответствующий вид переоборудования; наличие индивидуального разрешения государственного уполномоченного органа; наличие нормативной документации, утвержденной в установленном порядке в Республике Казахстан. В этой связи Вам необходимо руководствоваться требованиями вышеуказанного стандарта», — пишет посетитель одного из форумов под ником BMW-str.
Казалось бы, все верно. Тем не менее, практически все сходятся в одном: контроль за этим осуществлять некому. А значит, факты такие будут иметь место.
Другой отрицательный момент, по мнению форумчан, заключается в том, что поставить в авто двигатель с большим литражом не так просто, не поменяв в железном коне еще ряд, порою очень дорогостоящих, деталей. В противном случае, все может закончиться плачевно не только для машины, но и для ее владельца.
«Посмотрел сайты, вообще! Народ, все прям кинулись менять двигло на большее! Вместо 2-х литров планируют и 5 и 6 литров поставить, а кое кто и от Ролсройса, — пишет посетитель форума под ником GrilFon. — При замене движка на больший объем и борткомпьютер, и ходовку, и коробку надо смотреть. И прочее. Думается мне, что не так то просто это делается, как здесь пишется. В основном комментаторы думают как я в молодости: взял один движок сунул вместо другого, заколхозил трубки и поехал».
— Действительно, не все так просто, — подтвердил механик одного из крупных алматинских автосервисов. — Но люди, у которых есть деньги, делают. К нам уже обращались как минимум четыре человека, которым мы ставили двигатели большего объема, и они сейчас ездят. Все дело исключительно в финансовых возможностях заказчика.
Тем не менее, полицейские, хоть и не комментируют ситуацию, настоятельно рекомендуют не экспериментировать. Наверняка, если явление приобретет массовый характер, появится очередной закон, который позволит выявлять и наказывать тех, кто решил таким образом обмануть государство.