2 млрд тенге выделено из государственного бюджета страны на выкуп у населения травматического огнестрельного оружия, которое отныне переведено в разряд служебного. Проще говоря, отныне, любой, кто не сдаст ранее вполне законно приобретенный травматический пистолет, будет считаться преступившим закон.
Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности органов внутренних дел», которым и регламентируются правила оборота травматического оружия, в конце апреля. Однако разговоры о запрете травматики начались гораздо раньше. Силовики, от которых исходила идея, пожаловались на то, что этот вид оружия, хоть он и считается оборонительным, стали слишком часто использовать при совершении преступлений. Причем не только в уличных разборках, но и в гораздо более тяжких преступлениях — ограблениях и убийствах. Статистику еще в прошлом году озвучил министр внутренних дел Калмуханбет Касымов.
— В настоящее время в Казахстане зарегистрировано около 38 тысяч владельцев травматического оружия, у которых имеется около 43,5 тысячи единиц оружия травматического действия, в том числе 17 тысяч 600 единиц огнестрельного бесствольного: «Оса», «Стражник», «Лидер», — сказал он. — И все чаще травматическое оружие используется в разборках, в основном среди молодежи. И нередко с тяжкими последствиями.
Количество преступлений с применением оружия возросло в 8 раз. За последний 5 лет с применением травматического оружия совершено 22 убийства. При этом, по тем же данным министра, за три года зарегистрировано всего 19 фактов самообороны.
Против инициативы силовиков, на данный момент уже ставшей законом, изначально выступали представители стрелковой ассоциации Казахстана и владельцы оружейных магазинов. По их мнению, изъятие зарегистрированной травматики у населения не приведет к уменьшению числа преступлений с ее применением, а только лишь сделает людей беззащитными перед криминалом.
— Согласно этому законопроекту принудительному выкупу у граждан будет подлежать только легальное оружие, а что касается нелегального, оно как было на руках у преступности, так и останется. Если изъять травматику у законопослушных граждан, мы фактически их обезоружим перед лицом растущей преступности, — считает председатель Стрелковой ассоциации Казахстана Александр Тен.
Поддерживает его и вице-президент Казахстанской оружейной ассоциации.
— То оружие самообороны, которое остается в обороте, не является стопроцентно эффективным, в зависимости от погодных условий, количества нападающих. Это раз, — говорит Сергей Катанов. — И второе, как показывает опыт Российской Федерации, если у человека нет возможности законно приобрести оружие самообороны, он начинает искать незаконные его заменители: кастеты, ножи, бейсбольные биты и так далее.
Но в Генеральной прокуратуре РК противников запрета травматического оружия так и не услышали. Все эти доводы там сочли надуманными, и высказали свой взгляд на их заявления.
— Торговля оружием – это прибыльный бизнес, в Казахстане тем более, — считает заместитель генерального прокурора Андрей Кравченко.
По данным силовиков, в Казахстан завезено 100 тысяч единиц травматического оружия, примерная стоимость каждого из них составляет 100 тысяч тенге. 10 миллиардов тенге, пожалуйста, можно получить. И от такого бизнеса просто так не отказываются.
Таким образом, у рядовых граждан страны, некогда купивших травматическое оружие, не остается ничего другого, кроме как продать свое средство защиты государству. По словам Калмуханбета Касымова, в его ведомстве уже знают как поступить с более чем 40 тысячами стволов.
— Выкупленное у населения оружие планируется передать сотрудникам правоохранительных органов, а неликвидное подвергнуть утилизации, — сообщил он.
Простому же обывателю отныне для собственной защиты остаются только электрошокеры, газовые баллончики и пистолеты, эффективность которых в определенных случаях можно поставить под сомнение. Ну и конечно же, кулаки.
В МВД уже подсчитали: у граждан предстоит изъять, точнее выкупить, более 40 тысяч травматических пистолетов. Примерно столько находится в легальном обороте. Что будет с десятками тысяч тех, которые были проданы до 2008 года, а тогда его продавали всем подряд и без спецразрешений, пока неясно.
Стоит отметить, что Казахстан одно из немногих государств на пространстве СНГ, где травматика теперь вне закона. Запрет на ее продажу действует лишь в Белоруссии и Армении, а Азербайджан и Грузия сейчас только рассматривают этот вопрос.