К чему может привести введение монополии на керосин в Казахстане разбирались эксперты.
Рабочая группа во главе с вице-министром нефти и газа РК Магзумом Мирзагалиевым, сейчас обсуждает в правительстве идею передачи нацкомпании «КазМунайГаз» (КМГ) функций единого оператора по поставке авиакеросина казахстанским аэропортам. Это, по мнению вице-министра, позволит снизить цены на топливо.
– Мы предполагаем, что данная мера позволит заметно снизить стоимость топлива, – сказал он на правительственном часе в мажилисе парламента в понедельник, 16 июня. – (…) Потому как исключит посредников между заводами и аэропортами.
Однако эксперт рынка Сергей Смирнов уверен в обратном:
– Если правительство одобрит идею создания единого оператора, то это однозначно приведет к дефициту и росту цен, – прокомментировал инициативу правительства главный редактор портала OilNews.kz, экономист Сергей Смирнов. – В прошлом году КМГ был единым оператором ГСМ и что мы получили? Дефицит и рост цен на бензин АИ-92. Я сомневаюсь, что ситуация с авиатопливом будет другой, чем в прошлом году с бензином.
По словам экономиста, КМГ очень большая и неповоротливая контора, которая бесплатно работать не будет, и в эти поставки будет заложена маржа компании. К тому же, на рынке образуется монополист, который будет диктовать аэропортам свои условия.
– Сейчас пока есть конкуренция, не знаю, плохая или хорошая, но она существует, – добавляет Сергей Смирнов. – А правительство хочет все отдать на откуп одной компании, пусть даже государственной, но которая ведет себя как частная. Это не сложно заметить по результатам их работы.
Против создания единого оператора выступают и отечественные аэропорты. Однако, по словам вице-министра Магзума Мирзагалиева, аэропорты не заинтересованы в создании единого централизованного поставщика, потому, что сами зарабатывают на поставках авиакеросина для авиакомпаний, но теперь этой возможности их лишат.
Впрочем, есть у новой монопольной инициативы и сторонники, которые очень даже разделяют оптимизм правительства по поводу организации единственной государственной керосиновой компании.
– Какая конкуренция на бензиновом рынке? – интересуется президент Алматинской ассоциации предпринимателей Виктор Ямбаев. – КазМунайГаз у нас монополист по определению. Конкуренции у нас нет и никогда не было. В лучшем случае, это была псевдоконкуренция, когда аффилированные структуры делали вид, что конкурируют между собой. Поэтому я нормально расцениваю то, что сейчас все будут называть своими именами.
Ветеран авиации, пилот-инструктор Макаш Абишев даже уверен, что благодаря организуемой сейчас монополии, цены на керосин могут быть действительно немного снижены:
– Цены, возможно и снизятся, но только после заявления президента или правительства и с помощью совместных усилий налоговиков и антимонопольщиков, – говорит он. – А если правительство не будет контролировать, монополист тут же завысит цену и будет продавать керосин по той цене, по которой хочет. Главное чтобы был контроль, чтобы компания-монополист не повышала стоимость топлива из-за своей жадности.
Макаш Маселевич, объясняет, что даже тогда, когда теоретически никаких запретов на покупку авиакомпаниями топлива напрямую у производителей не существовало, на практике большинству перевозчиков воспользоваться этим не получалось.
– До нормальной конкуренции нам еще далеко, – утверждает ветеран авиации. – Когда у нас чиновники регулируют тендеры, о какой конкуренции можно говорить?
– Если бы у нас было несколько казмунагазов, то можно было бы говорить о конкуренции, – добавляет Виктор Ямбаев. – Хотя даже 5 компаний между собой могут договориться. А 10-ти компаний у нас нет, поэтому пусть будет одна, которая попадет под все законы, регулирующие монопольную деятельность. И не надо придумывать, а самое главное делать вид, что на этом рынке существует какая-то конкуренция. Во всем мире так. Стран, которые добывают нефть, много, но торгуют всего две биржи, поэтому цена на нефть единая на всем земном шаре. А игру эту, которую затеяли транснациональные корпорации, все туземные государства и мы в том числе, вынуждены поддерживать.