В Казахстане решается вопрос о создании единого оператора по поставке авиакеросина в республику. Эксперты уверены: перспективы у начинания сомнительные…
Рабочая группа во главе с вице-министром нефти и газа РК Магзумом Мирзагалиевым обсуждает в правительстве идею передачи нацкомпании «КазМунайГаз»(КМГ) функций единого оператора по поставке авиакеросина казахстанским аэропортам. Это, по мнению вице-министра, позволит снизить цены на топливо.
– Мы предполагаем, что данная мера позволит заметно снизить стоимость топлива, – сказал он в ходе правительственного часа в мажилисе парламента в понедельник, 16 июня. – (…) Потому что исключит посредников между заводами и аэропортами.
Однако эксперты рынка уверены в обратном.
– Если правительство одобрит идею создания единого оператора, то это однозначно приведет к его дефициту и росту цен, – прокомментировал инициативу правительства главный редактор портала OilNews.kz, экономист Сергей Смирнов. – В прошлом году КМГ был единым оператором ГСМ и что мы получили? Дефицит и рост цен на бензин АИ-92. Я сомневаюсь, что ситуация с авиатопливом будет другой, чем в прошлом году с бензином.
По словам эксперта, КМГ очень большая и неповоротливая контора, которая бесплатно работать не будет, и в эти поставки будет заложена маржа компании. К тому же, на рынке образуется монополист, который будет диктовать аэропортам свои условия.
– Сейчас пока есть конкуренция, не знаю, плохая или хорошая, но она существует, – добавляет Сергей Смирнов. – А правительство хочет все отдать на откуп одной компании, пусть даже государственной, но которая ведет себя, как частная. Это несложно заметить по результатам их работы.
Между тем, по словам самого же вице-министра Мирзагалиева, аэропорты не заинтересованы в создании единого оператора по снабжению авиакеросином.